В темном, темном городе

Актуально
Москва, 14.02.2013
«Русский репортер» №6 (284)
Двадцать шесть дней сплошного смога — Пекин, степень загрязнения воздуха в котором хорошо известна, превзошел сам себя. Плотная завеса угольного дыма от теплоэлектростанций, смешанного с выбросами промышленных предприятий, уже достигла Японии. Мировой сборочный цех наращивает обороты, но проблемы экологии могут заставить китайскую экономику притормозить

Фото: Shi Xing/ImagineChina/AFP/East News

В Пекине в продажу поступил воздух. Баночки марок «Древний Тибет» и «Постиндустриальный Тайвань» продаются по 5 юаней (около 24 рублей) и моментально расходятся. Продано уже более восьми миллионов штук.

Сделать деньги из воздуха догадался эпатажный китайский миллиардер и филантроп Чэнь Гуанбяо, сколотивший свое состояние на переработке строительных отходов.

«Я хочу сказать мэрам, руководству страны и главам больших корпораций: не увеличивайте ВВП ценой загрязнения окружающей среды, не забывайте в погоне за прибылями наших детей и внуков!» — с таким пронзительным обращением выступил этот продавец воздуха. При этом не забыв дописать на своем продукте не самым мелким шрифтом: «Чэнь Гуанбяо — хороший человек».

Свое новое дело предприниматель считает скорее гуманитарно-просветительским, чем бизнес-проектом. Заявленная цель — привлечь внимание властей и общественности к проблеме загрязнения воздуха. Как будто ее можно было не заметить...

26 дней без возможности не то что увидеть солнце, а с видимостью, иногда не превышавшей 50 метров, — это худший январский смог с 1954 года. Были отменены сотни авиарейсов, автомобильные аварии исчислялись тысячами, едкая дымка проникала в любые помещения, предел безопасного для здоровья уровня загрязнения превышен в 40 раз.

Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, правительство остановило работу более ста металлургических и химических заводов. На других, менее грязных предприятиях производство тоже снижено. Ограничено движение грузовиков, перевозящих стройматериалы. С городских дорог исчезла треть муниципальных автобусов.

Все это краткосрочные меры. Но, кроме того, в официальной печати появились уверения в том, что «защита окружающей среды займет более важное место в стратегии развития Китая, даже если это будет означать замедление экономического роста».

Руководство Китая также заявило, что рост потребления электроэнергии в ближайшие три года не должен превышать 4,3%. Против 6,6% в 2006–2010 годах.

Сегодня Китай — безоговорочный мировой лидер по производству и потреблению угля: в год он сжигает почти столько же этого вида топлива, сколько все остальные страны вместе взятые. Уголь — это 70% энергобаланса страны. Семь из десяти городов с самым грязным воздухом в мире находятся в Китае.

Пекинский смог, преодолев море, достиг уже западного японского острова Кюсю. По словам японских экологов, регулярное воздействие китайских промышленных выбросов на состояние воздуха в Японии начало сказываться еще более десяти лет назад, однако в последние годы оно возросло, и этот случай стал самым тяжелым.

В 60-е годы прошлого века, во времена промышленного бума, природе Японии грозили не меньшие беды. Тогда именно о ней мировые СМИ писали как о стране, которая может рухнуть под бременем экологических проблем, вызванных необузданным ростом промышленного производства.

Однако постепенно, во многом под влиянием «нефтяного шока» 1973 года, Японии удалось вывести свою промышленность на невиданные прежде экологические стандарты. Над ее городами больше не высятся столбы разноцветного дыма, а доля электромобилей на улицах выше, чем где бы то ни было в мире.

Сможет ли Китай повторить этот успех — вопрос открытый. Что-то делать китайцы пытаются — страна уже вышла на первое место в мире как по производству электроэнергии из возобновляемых источников (солнечной, ветряной и т. д.), так и по выпуску электромобилей. Но пока это не позволяет сколь-нибудь заметно уменьшить экологические проблемы: слишком быстро растут потребности китайских предприятий в электроэнергии.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№6 (284) 14 февраля 2013
Сироты
Содержание:
Реклама