Трендовые новости

25 июля 2013, 00:00

Комментарий

«Для исследований мы выбрали голубя»

Мюррей Шенехен, профессор когнитивной робототехники Имперского колледжа Лондона

Ученые из Имперского колледжа Лондона изучили у птиц гиппокамп — область мозга, отвечающую за высокий уровень познания. Оказалось, что процессы там работают по аналогии с человеческими

Мы не случайно решили изучать мозг птиц. Под микроскопом кажется, что он радикально отличается от мозга млекопитающих: нет слоистой коры, другой набор отделов. Тем не менее птицы очень умны. Поэтому, если мы хотим понять, как работает биологический мозг, нам необходимы глубокие теории с принципами, которые применялись бы и к млекопитающим, и к птицам, несмотря на различия между ними.

Для исследований мы выбрали голубя. Это хороший представитель вида. Кроме того, эта птица стала предметом большого количества анатомических исследований. По ним было много данных в открытых источниках, что очень нам помогло.

Наиболее интересными нам показались области головного мозга, участвующие в разумном поведении. Например, гиппокамп, который отвечает за навигацию и память у млекопитающих и птиц. Другим примером является NCL — префронтальная кора, как и у млекопитающих, отвечающая за кратковременную память и целенаправленные действия.

Моим соавторам, занимающимся нейроанатомией, пришлось потратить несколько дней, чтобы создать матрицы связей внутри мозга голубя, изучая всю опубликованную литературу на эту тему. Это очень кропотливая работа. Затем мне нужно было сделать математический анализ, который бы позволил утверждать, что сходство с мозгом других существ формально.

В дальнейшем мы собираемся создать компьютерные модели, имитирующие функции мозга животных. Это будет использоваться для управления роботами.

Записала Арина Бедрик

10 тыс. лет — таков возраст древнейшего лунного календаря, обнаруженного на раскопках в Шотландии. Он представляет собой 12 расположенных в ряд ям, каждая из которых символизирует календарный месяц.

Коллайдер нашли на Солнце

Для изучения антиматерии нужны дорогостоящие громоздкие установки, что существенно затрудняет исследования. Ученым из Технологического института Нью-Джерси в сотрудничестве с Институтом солнечно-земной физики СО РАН удалось обойти эту проблему: они научились использовать Солнце в качестве лаборатории для исследования позитронов. Недавно они получили первые результаты и зафиксировали позитроны, образованные во время солнечных вспышек. Данная разработка позволяет исследовать античастицы, испускаемые не только Солнцем, но и другими внеземными объектами, находящимися в области видимости наземных радиотелескопов. Так наука еще на шаг приблизилась к ответу на один из ключевых вопросов современной физики: в чем причина дисбаланса между материей и антиматерией во Вселенной? (1)

Планктон умнее, чем кажется

Долгое время считалось, что крошечные обитатели морских глубин не могут передвигаться самостоятельно. Однако последние исследования показали, что многие из них способны управлять своим плаванием, избегать препятствий и сближаться друг с другом. Для этого организмы используют турбулентное движение морских волн.

Неспособные к передвижению частицы в турбулентном потоке воды распределились бы равномерно, планктон же образует отдельные скопления особей. «Необычайно интересно узнать, как ведут себя одни из важнейших организмов на планете в своей обыденной турбулентной жизни», — добавляют авторы исследования. (2)

Искусственные органеллы будут лечить клетки

Создана искусственная клеточная органелла, которая может подменить свой естественный аналог. Исследователи из Швейцарии разработали замену для так называемых пероксисом — органелл, которые содержат антиоксиданты и разлагают на безвредные компоненты активные формы кислорода (АФК), ядовитые вещества, непрерывно образующиеся в клетках. Если пероксисомы не справляются со своей работой, то накапливающиеся АФК приводят к развитию рака и ускоряют старение. Искусственные пероксисомы состоят из двух белков-антиоксидантов, заключенных в мембранную оболочку, пронизанную каналами для этих белков. Они способны проникать внутрь клеток и помогать проводить детоксикацию. Это первый шаг к лечению нового типа — на основе искусственных органоидов. (3)

Сломанный ген можно заменить

Синдром Вискотта — Олдрича — редкое, потенциально смертельное наследственное заболевание, поражающее иммунную систему. Оно связано с мутацией гена WASP. Для лечения синдрома научились использовать генную терапию — метод исправления ошибок в геноме. Нормальную копию гена, поломка которого привела к заболеванию, вставляют в вирус. Он способен доставить ген в клетку и встроить его в ДНК. Ученые брали стволовые клетки костного мозга пациентов, страдающих синдромом Вискотта — Олдрича, и в лаборатории вводили в них ретровирус с нормальной копией гена WASP. После этого клетки подсаживались пациентам обратно. За больными после такой терапии наблюдали в течение 30 месяцев, их состояние значительно улучшилось, а вновь образовавшиеся клетки крови содержали нормальную копию гена WASP. (4)

Источники: (1) //www.njit.edu/news/2013/2013-228.php  (2) W. Durham et al. // Nature Communications. 2013. 15 July  (3) P. Tanner, V. Balasubramanian, C. G. Palivan. Aiding nature’s organelles: Artifical peroxisomes play their role // Nano Letters. 2013. No. 13  (4) A. Aiuti et al. // Science. 2013. 11 July.