1. Как появилась ваша компания?
Раньше у меня не было машины, и я, как и каждый инвалид, сталкивался с проблемой передвижения по городу. В Москве есть социальное такси, но его надо заказывать за две-три недели, потому что там большие очереди, а мне нужны были срочные поездки. Приходилось искать частников на микроавтобусах, снимать кресла, забираться в машину через багажник — это целая история была, потому что я должен сидеть в машине в своей коляске. Мы с женой заняли денег, нам помогли, и мы купили машину, моя жена стала водить, а к нам стали обращаться знакомые инвалиды — просили помочь им, отвезти. Просьб стало много, и я придумал альтернативу социальному такси. Мне помог отец, взяли кредит, собрали денег и купили минивэн. Потом искали средства для оборудования его для инвалидов, создали сайт с услугами и начали работать.
2. Клиентов много?
Да, очень, поэтому мы пытаемся расширять автопарк, но это очень сложно, мы постоянно обращаемся в компании и к автодилерам. Сейчас у нас три автобуса. Два из них большие, на два-три колясочника, а также самый первый минивэн. Автобусы нам отдала одна автокомпания, процесс согласования идет очень долго, но мы им благодарны.
3. В чем заключается специфика работы такой службы?
Наверное, в том, что нашим клиентам требуется помощь, поэтому наши водители работают не только как водители, но и как санитары. Они помогают клиентам спуститься из квартиры, потому что во многих домах коляски просто не влезают в лифт. Они помогают съехать с лестницы, пересесть, загрузиться, транспортируют от дома до машины и обратно. Когда берем водителей на работу, я сам им провожу инструктаж.
4. Можно ли вашу работу назвать бизнесом?
Нет, абсолютно точно об этом как о бизнесе говорить нельзя. Мы еле-еле в ноль выходим. Мы с женой, которая работает диспетчером, ничего не зарабатываем на этом. Раньше час поездки на нашем такси стоил 600 рублей, но нам помогла топливная компания, и мы смогли снизить цену до 500 рублей, что все равно выше, чем у социального такси, — у них 300 рублей в час. Но мы вынуждены держать стоимость на такой планке: транспорт, амортизация, зарплаты водителей. Но и выше поднимать не можем, потому что наши клиенты — это неплатежеспособный контингент.
5. Какие-нибудь альтернативы вашему такси существуют?
Появляются частники, но на примитивном уровне. Да никто особо и не лезет в это дело: инвалиды ведь неплатежеспособны.
6. За те три года, что вы организуете такси, в Москве инфраструктура для инвалидов как-то изменилась в лучшую сторону?
Последние годы многое делается, деньги стали выделять, но контроля за выполнением нет — часто даже пандусы не рассчитаны на колясочников. В центре стало более приспособлено, парки стали удобные, тот же парк Горького сделан на оптимальном европейском уровне, Музеон хорошо сделали. Много стали делать, но до идеала еще далеко, потому что в метро все так же не заедешь. Но зато стали закупать низкопольные автобусы. Сейчас и в общении с властью какой-то отклик появился. Вот мы когда появились, я писал префекту Южного округа, чтобы нам выделили два парковочных места, — их выделили через два года только. Сейчас новый префект, и еще два места нам выделили за три недели.
7. Какая вообще помощь нужна вашей компании?
Мы рады любой помощи, но больше всего хотелось бы, чтобы получилось оплатить поездки инвалидов, у которых нет вообще возможности платить.