Эдип в Брюсселе

Актуально
Москва, 31.10.2013
«Русский репортер» №43 (321)
31 октября в Москве открывается седьмой БФМ — главный в стране фестиваль современной детской и взрослой анимации. Его программа так обширна, что запутаться в ней проще простого, поэтому «РР» составил список картин, которые непременно стоит посмотреть. После московских премьер Большой фестиваль мультфильмов обычно отправляется на гастроли по крупным городам России

Фото: National Film Board of Canada

Ретроспектива Кодзи Ямамуры

Ямамура — знаменитый японский аниматор и культуртрегер.  Долгое время его блог был главным источником информации о западной анимации для японских киноманов. Мрачноватый стиль Ямамуры не имеет ничего общего с традиционным глянцево-эротическим аниме: как художник он сформировался под влиянием Кафки, советской анимации, в первую очередь Ковалева и Татарского, и индийского мультипликатора Ишу Пателя. Фильмы Ямамуры — это суровые монохромные скетчи, в которых формы текучи, неустойчивы, а фигуры будто бы слегка неуверенно набросаны карандашом.

Главная тема Ямамуры — это отступление традиций под напором современности. Современность сильно влияет и на самого аниматора: его первый фильм «Голова-гора» сделан под заметным влиянием традиционного искусства ракуго — рассказов под музыку трехструнного сямисэна. А новейшая работа Ямамуры — «Струны Мейбриджа» — посвящена английскому фотографу Эдварду Мейбриджу, который изобрел зоопраксископ, то есть фактически был первым аниматором.

«Отходы»

Режиссер Лэй Лэй (Китай)

Фотофильм (или слайд-клип), смонтированный китайцем Лэй Лэем из сотен любительских снимков, найденных французским коллекционером Томасом Совином на нелегальной пекинской свалке. Вернее, найденных не им, а старьевщиками: на протяжении многих лет Совин выкупал старые негативы у «черных мусорщиков», смывающих старые пленки на серебро. Совин регулярно выпускает подборки этих фото в серии смешных книжек-раскладушек Beijing Silvermine («Пекинская серебряная шахта»).

Большинство этих фотографий гордо документирует потребительские достижения народа: первый поход в «Макдоналдс», отпуск у моря, покупка бытовой техники и новой стенки, поездка за границу. Смонтированные в пятиминутный клип кадры повседневной жизни китайцев, радующихся политике Дэн Сяопина, кажутся экспресс-версией всех фильмов китайского капиталистического реализма, главной темой которых обычно является немного грустное наблюдение за тем, как бурный экономический рост стирает историю страны и прошлое населяющих ее людей.

«Игры подсознания»

Режиссер Крис Ландрет (Канада)

Восемь лет назад Ландрет получил «Оскара» за мультбиографию своего спившегося коллеги Райана Ларкина, а «Игры подсознания» в этом году получили приз на престижном анимационном фестивале в Аннеси. Теперь Ландрет рассказывает уже о себе — о том, как встретил в баре знакомого, другого аниматора Джона Дилворта, а имени его вспомнить не смог. Крис в отчаянии пытается найти хоть какую-то зацепку, и его мозг превращается в телешоу 70-х, только в зале и на сцене сидят персонажи из воспоминаний: Йоко Оно, Уильям Берроуз, Джеймс Джойс и гигантских размеров мама режиссера. Все вместе они пытаются дать герою подсказку.

«Марсель, король Тервюрена»

Режиссер Том Шредер (США)

«Эдип» Софокла, иронично разыгранный в современном Брюсселе. Марсель — полудикий петух, свободно живущий на заднем дворе у рассказчика. В какой-то момент на город опускается птичий грипп, власти предупреждают хозяев о необходимости убрать всю домашнюю птицу, хозяева опаивают Марселя вином. Дальше будут потеря глаза, пристрастие к спиртному и бой с родным сыном. В общем, с одной стороны, греческая трагедия, с другой — рассказы Чарльза Буковского. Автор «Марселя» Том Шредер — большая надежда американской анимации. Несколько лет назад он уже отличился черно-белым мультфильмом «Bike Ride» — про парня, который ищет кратчайший велосипедный путь к своей девушке.

«Конгресс»

Режиссер Ари Фольман (Израиль)

Новый полнометражный фильм Ари Фольмана, когда-то снявшего анимационную документальную ленту «Вальс с Баширом» — о войне в Ливане и резне в лагерях беженцев Сабра и Шатила. «Конгресс» повеселее — это экранизация «Футурологического конгресса» Станислава Лема. Здесь научная фантастика 70-х встречается с реальными тенденциями голливудского кино XXI века: стареющая актриса Робин Райт (ее играет настоящая Робин Райт) соглашается на оцифровку своего тела кинокомпанией «Мирамаунт» (название — гибрид двух реальных студий Miramax и Paramount). Сразу же после этого душа актрисы переселяется в рисованный бред, где одновременно разыгрываются все сюжеты на свете.

«Пир наложницы»

Режиссер Хефанг Вэй (Франция)

Девчачий мультфильм о придворных нравах и обычаях эпохи Тан. Китаянка Хефанг Вэй сняла его во время пребывания в арт-резиденции французской студии Folimage. Картина сделана по мотивам одноименной пекинской оперы и серии японских гравюр. Весь мультфильм нарисован вручную и лишь раскрашен на компьютере — большая редкость сегодня.

«Граница»

Режиссер Дастин Рис (Швейцария)

Новый маленький шедевр швейцарского аниматора, чьи милые мрачные мультики давно полюбились фестивальной публике. Центральным мотивом в творчестве Риса является веселый ужас. Главный герой «Границы» всегда смотрит в лицо невыносимому — он пограничник, страдающий биполярным расстройством. Этот плотненький господин в фуражке находится в пограничном во всех смыслах состоянии. Он пытается повеситься на шлагбауме, броситься под колеса проезжающего мотоцикла или привлечь молнию протянутой в небо проволочной вешалкой. Но Рис при всем своем напускном цинизме всегда стоит на стороне своих героев — и галерея нелепых попыток суицида закончится сентиментально.

«Глория Виктория»

Режиссер Теодор Ушев (Канада)

«После политики и индустрии — война!» — этим милитаристским титром предваряется экспрессивный фильм канадца Ушева. «Глория Виктория» — завершающая часть мульттрилогии о бурном начале XX века. В первой («Башня Бохер»), посвященной советскому авангарду, крутились и вертелись под «Время, вперед!» Георгия Свиридова круги, квадраты и прочие супремусы. Во второй («Друкс Флюкс») найденные кино- и фотокадры индустриальных свершений, среди которых мелькают ворота «Аушвица» со знаменитой надписью «Труд освобождает», громоздились друг на друга под музыку Александра Мосолова. «Глория Виктория» — это посвящение утопии и ее краху: под главную тему Седьмой симфонии Шостаковича наслаиваются друг на друга фрагменты работ итальянских футуристов и немецких экспрессионистов.

«Лас-Пальмас»

Режиссер Йоханнес Нихольм (Швеция)

Честно говоря, «Лас-Пальмас» не совсем анимационный фильм: главный герой тут настоящая полуторагодовалая девочка. Массовку, впрочем, изображают немного аляповатые марио-нетки из папье-маше. По жанру и по сюжету это типичная Youtube-комедия: милый ребенок откалывает всякие нелепые штуки перед камерой. Мимими. Девочка изображает девицу-оторву: сперва она якобы напивается, а потом начинает дебоширить, то есть вести себя ровно так, как вел бы себя любой нормальный ребенок в окружении всяких ярких и громких штук. Довольно спорное, но определенно любопытное кино, стирающее грань между профессиональным фильмом и любительским примитивом.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№43 (321) 31 октября 2013
Заговор
Содержание:
Исламу объявлен джихад

У окна коврик для намаза, на полке Коран, на столе мигающий компьютер и много книг. За столом хрупкая женщина в хиджабе — автор ряда экспертиз о создании в России «ваххабитского интернационала». Женщину зовут Галина Хизриева, она научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Галина рассказала корреспонденту «РР», кто объявил джихад исламу

Реклама