Заяц против министра

Иван Чесноков
26 июня 2014, 00:00

В нашей стране везде есть зайцы: в сказках, на упаковках какао, в детских телепередачах. Даже в исследовательских работах. Как заяц может служить символом гомосексуальности, почему в Белоруссии «зайчик» уже умер и отчего министр культуры не принимает ушастого зверька всерьез — ответы на эти вопросы нашел корреспондент «РР», побывав в Санкт-Петербурге на конференции «Философия зайца»

Фото: ИТАР-ТАСС

«Заяц — один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека бестиарных образов. Мы слушаем в детстве сказки о ледяной и лубяной избушках и о теремке; танцуем с бутафорскими ушами на утреннике в детском саду. Значимые зайцы найдутся в любой сфере человеческой культуры во все времена. Образы эти имеют право быть исследованы, поскольку в гуманитарной науке нет такой мелочи, изучение которой не привело бы в конечном итоге к открытию закономерностей и внятному уяснению нашей истории и нас самих…» — это фраза из программы научной междисциплинарной конференции «Философия зайца», которая проходила в Институте русской литературы РАН в Санкт-Петербурге с 19 по 21 июня.

Один из организаторов этого мероприятия Андрей Костин — ученый секретарь Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН пришел в синей футболке с нарисованным зайчиком.

— У меня на бардачке машины приклеено пять зайцев. Хотя я и не могу сказать, что я какой-то зайцелюб! Правда, у нас есть на конференции люди, которые чрезвычайно увлечены зайцами как объектами, — объясняет Андрей. — Хотя финансирования никакого не было, оргкомитет получил более ста двадцати заявок и устроил серьезный конкурс!

Идея конференции родилась благодаря министру культуры Владимиру Мединскому. В одном из интервью он призывал усилить контроль государства за наукой: «Я вам называю тему конкретной научной работы, я не могу понять, что в ней кроется, называется она “Философия зайца”, и в течение пяти лет люди под это дело получали государственное финансирование!»

Оказалось, исследования «Философия зайца» никогда не было. Но раз сам министр сказал… В общем, ученые гуманитарии решили провести конференцию на заданную тему. Фактически «Философия зайца» — протест чиновникам, которые якобы знают, что можно исследовать, а что — нет.

Впрочем, конференция проводилась не только для того, чтобы показать всю глупость чиновников, влезающих в научные дела. Для многих докладчиков заяц — это не только научное, но и личное. Екатерина Решетникова (работа «Заяц в контексте гомосексуальной эротики») сообщила: во время написания магистерской диссертации ей помогал заяц: «Когда я поняла, что у меня очень большая паника, мне нужно было с кем-то общаться, кто снял бы напряжение. Я решила использовать своего плюшевого зайца! Разговаривала с ним, и он мне отвечал, что все нормально». Антон Сомин (доклад «Заяц в белорусском рубле») заявил, что зайцы окружали его с раннего детства: «Были “зайчики” — белорусские рубли, так как я родился и вырос в Беларуси и жил там до семнадцати лет. А еще это ласковое наименование, принятое в моей семье».