Трендовые новости

Тренды
Москва, 21.08.2014
«Русский репортер» №32 (360)

Комментарий

«Будущее — это когнитивные системы»

Артем Семенихин, руководитель направления обработки данных Научно-технического центра IBM в России и СНГ

Фирма IBM выпустила первый в мире процессор, имитирующий устройство и функции мозга, — так называемый когнитивный, или нейросинаптический чип

TrueNorth — это чип, приспособленный к восприятию звуковых и визуальных сигналов, обобщению неструктурированных данных и поиску закономерностей. Он состоит из 4096 нейросинаптических ядер, в которых реализованы один миллион программируемых нейронов и 256 миллионов искусственных синапсов.

Частота у него всего 20 герц, то есть примерно в сто миллионов раз меньше, чем у обычного процессора. Маленькая частота компенсируется массовым параллелизмом работы миллиона нейронов.

Чип TrueNorth принципиально отличается от современных микропроцессоров, которые используют архитектуру, описанную Джоном фон Нейманом еще в 1944 году. В TrueNorth каждый нейрон содержит собственный модуль памяти и соединен со всеми остальными нейронами индивидуальной связью. Такая архитектура потребовала принципиально иного подхода к разработке программного обеспечения и нового языка программирования. В качестве примера была создана программа, которая определяет на видеозаписи людей, велосипедистов, машины, автобусы и грузовики.

Сейчас ученые из IBM работают над объединением тысяч чипов TrueNorth в единую сеть из сотен тысяч ядер, которая позволит получить сотни миллионов нейронов и сотни миллиардов синапсов в одном устройстве. Мы планируем создать самообучающиеся системы, которые будут адаптироваться к условиям реального мира. Будущее информационных технологий лежит в области когнитивных систем, решающих задачи, сходные с теми, что до сих пор мог решать только человек.

1024 миниатюрных робота, созданных в Гарвардском университете, образуют рой, способный подчиняться командам и в считаные секунды выстраиваться в любые геометрические фигуры, заданные оператором.

Роботы диаметром около 3 см, названные «килоботами», способны самостоятельно передвигаться, не сталкиваясь, обходя препятствия и общаясь друг с другом. Они сами ездят подзаряжаться на станцию питания и все лучше овладевают совместными действиями. Создатели килоботов вдохновляются роевым интеллектом пчел и муравьев.

Схема

Американцы не считают русских врагами

В июле исследовательский центр Pew в третий раз за последний год провел опрос граждан США на тему их отношения к нашей стране. Участникам опроса предлагались три характеристики России на выбор: «враг», «серьезная проблема для нас», «не наша проблема». Оказалось, что, несмотря на ухудшение отношений между странами, три четверти американцев по-прежнему не считают Россию врагом. При этом среди сторонников Демократической партии врагами нас считает пятая часть опрошенных, а среди республиканцев — треть.

Общаться можно, шевеля ушами

Разглядывая картину, мы отслеживаем направление взгляда изображенных на ней персонажей, чтобы понять, чем они заняты и как выглядит ситуация с их точки зрения.

Оказывается, похожим образом поступают и лошади: они оценивают интерес друг друга к окружающим предметам по направлению взгляда и движениям ушей. Зоологи из Университета Сассекса фотографировали лошадей, разглядывающих корыто с кормом, а потом показывали эти снимки другим лошадям. Если глаза или уши лошади на фотографии были заретушированы, лошади-зрителю было очень трудно заметить корыто. (1)

Для чего нужен предменструальный синдром

В последнюю неделю менструального цикла около 80% женщин чувствуют дискомфорт, многие из них легко раздражаются и ведут себя непредсказуемо. ПМС приносит немало проблем и мужчинам: в этот период мы особенно часто ссоримся со своими половинками. Но для чего природе понадобилось нас так наказывать?

Изучив все, что сегодня известно о ПМС, австралийский биолог Майкл Джиллингс выдвинул гипотезу об эволюционном смысле этого явления: ПМС помогает разорвать отношения, не приводящие к появлению детей. Ведь в прошлые века ПМС был проблемой бездетных пар. Большую часть жизни замужние женщины репродуктивного возраста были либо беременные, либо кормили, в среднем у них было не больше двух менструальных циклов за год. В результате нервозность и напряжение из-за ПМС возникали только в бездетных семьях, повышая риск их распада и вероятность того, что женщина (или мужчина) найдет другого партнера, способного дать потомство. (2)

Волны, которые притягивают

Дети поднимают волну в пруду, чтобы игрушечный кораблик отплыл подальше от берега. А физики тем временем научились создавать волны, которые, наоборот, притягивают плавающий на поверхности воды предмет к источнику волн. Международная команда ученых, в которую входит и россиянин Григорий Фалькович из Института проблем передачи информации, экспериментировала с генераторами волн, создавая разные трехмерные комбинации водяных колебаний и вихрей, двигающих свободно плавающий шарик для пинг-понга. Оказалось, что можно создать волны, перемещающие шарик в сторону, противоположную направлению распространения волны. Открытие стало неожиданностью для исследователей, так как не существует математической теории, которая бы описывала такие волны. (3)

В нефти есть жизнь

Немецкие ученые, работающие у крупнейшего в мире озера жидкого асфальта на острове Тринидад в Карибском море, обнаружили, что нефть полна жизни. Вообще-то нефть токсична — считалось, что ее разложение бактериями происходит только на границе нефтяной и водной сред. Но оказалось, что нефть заполнена крошечными пузырьками воды, в каждом из которых своя экосистема, состоящая из разных бактерий, питающихся нефтью, то есть добывающих энергию, разлагая сложные углеводороды до метана. Это вредит качеству нефти, зато может оказаться весьма полезным для очищения воды при разливах нефти. (4)

Источники: (1) Wathan Jennifer, McComb Karen// Current Biology. August 4, 2014; (2) Gillings Michael R. // Evolutionary Applications. August 11, 2014; (3) Punzmann Horst et al. // Nature Physics. August 10, 2014; (4) Meckenstock Rainer U. et al. // Science. August 8, 2014.

Читайте последние новости на сегодня на страницах Эксперт Online и в Одноклассниках

Какое отношение к России ближе всего к вашему?

№32 (360) 21 августа 2014