Премьеры

Афиша
Москва, 01.10.2015
«Русский репортер» №21 (397)

Мнение

Another Brick In the Wall*

Театр — как группа быстрого реагирования на стремительно меняющуюся реальность. Еще зимой на Володинском фестивале в Петербурге режиссер Виктор Рыжаков представил пьесу киевлянки Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор», а в сентябре на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда появился спектакль — искренний и очень горький.

Итак, где-то под Киевом живут две женщины (Светлана Иванова-Сергеева и Инна Сухорецкая) — вдова офицера украинской армии, умершего от сердечного приступа, и его падчерица. На фоне кирпичной кладки стены девочки лепят поминальные пирожки и по привычке разговаривают с покойником — ругаются, спорят, требуют вынеси мусор, просят вернуться. Мужчина-призрак сначала имеет голос, а потом и физическое воплощение (Александр Усердин), который сообщает девочкам, что вернуться ему ну никак нельзя.

Но вот начинается война, объявлена шестая мобилизация, и теперь призываются все, даже спившиеся, погибшие по глупости или от болезни, еще недавно никому не нужные офицеры. Но для воскрешения нужно разрешение вдовы и падчерицы, одна из которых бесконечно беременеет и рожает (видимо, тоже от призраков), а другая покупает котел, чистит колодец, берет второй ларек. Война тут не что-то, что витает в воздухе, это уже существующие правила, с которыми приходится считаться, иронично прикидывая, что лучше — отсутствие больниц, когда надо рожать, или нехватка бензина, когда придется бежать. И девочки вполне естественно отказываются дважды хоронить своего Сашу, тем более что денег на вторые похороны нет от слова совсем.

Когда под Wind of change по стене ползут титры — про то, как ездили в пресловутый Крым, как пили вино и выбрасывали медуз из моря, к горлу подкатывает комок — смесь горечи и стыда. Ты не можешь даже вмазать по этой стене головой — комок и правила поведения не велят.

И само собой вспоминается, что эту стену мы уже видели. Эту — потому что речь идет об одной очень конкретной стене. Она же, только в деревянном воплощении, появлялась на московской сцене чуть больше года назад, в спектакле «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова. Правда, там полоса, разделяющая стену и зрительный зал, была раза в два больше, и актерам не приходилось вжиматься в стену так, как это делают в «Саша, вынеси мусор». Спектакль «1968. Новый мир», кстати, больше не показывают. Через год одну очень конкретную стену в театре сделали уже кирпичной — через нее свет уже не пробьется. Зато стреляет тут салют, красными пятнами расплываясь по стене.

Впрочем, и тут не все безнадежно. Перед зрительскими рядами в зале Центра Мейерхольда стоит накрытый стол: с селедкой, цыбулькой, пирожками. Ты видишь его сразу после входа в зал, но только в финале выясняется: этот стол накрыт для тебя, ты можешь взять с него все, что хочешь. И все то время, пока одни умирают, а другие, чтобы восстановить равновесие, рожают, этот стол ждет тебя. Тебя — и всех остальных.  И к этому столу можно вернуться — по крайней мере очень хочется в это верить.

Театр

«Иллюзии»

Москва, МХТ им. А.П. Чехова

Режиссер Виктор Рыжаков

1–2 октября

О чем. О том, что такое любовь. По крайней мере это слово повторяется в пьесе Ивана Вырыпаева более 1000 раз.

В чем фишка. В настоящем торте, который на кухне готовят выясняющие отношения две супружеские пары. Кстати, в роли мужей — Дмитрий Брусникин и Игорь Золотовицкий).

Для кого. Для поклонников текстов Вырыпаева.

Ключевые слова. Не любите жену — просто не умеете ее готовить, сковородка как орудие, есть, молиться, любить.

Сериалы

«Измены»

ТНТ

С 21 сентября

О чем. У одной девушки была скучная жизнь, а у другой — и муж, и сразу три любовника. Итак, перед нами первый честный отечественный сериал про супружескую неверность.

В чем фишка. В любимой актрисе Андрея Звягинцева Елене Лядовой — на официальном постере сериала она стоит практически обнаженная. Звягинцев приучил зрителя, что где Лядова, там что-то серьезное и мрачное. И зритель помнит, даже если сериал не про сложности жизни простого бизнесмена в далекой Мурманской области.

Для кого. Для тех, кто никогда не изменял.

Ключевые слова. Измена, Рога, демоническая Лядова.

Театр

«Минетти»

Москва, Театр им. Евг. Вахтангова

Режиссер Римас Туминас

3, 4, 15 октября

О чем. О старом актере, подводящем итоги жизни и мечтающем о последней роли

В чем фишка. Пьеса Томана Бернхарда была написана для реального актера Бернхарда Минетти, чье имя не особенно известно ни в России, ни за рубежом.

Для кого. Для тех, кто думает о конечности жизни и своей миссии.

Ключевые слова. О старом актере замолвите слово, осень жизни.

Сериалы

Dr Ken («Доктор Кен»)

ABC

С 2 октября

О чем. Кен Джонг, самый известный комик азиатского происхождения в США, известный российскому зрителю в первую очередь как источник проблем из «Мальчишника в Вегасе» и «Мальчишника-2», вспоминает, как когда-то был врачом, причем очень плохим.

В чем фишка. Медицинский сериал, но не вдохновляющий на подвиги новых Гиппократов, а наоборот, объясняющий, что лучше идти в сатирики.

Для кого. Для врачей без чувства юмора.

Ключевые слова. Врачи шутят, врачи продолжают шутить, врачи дошутились.

* Название песни группы «Pink Floyd»

У партнеров

    Реклама