В "Русском романе", который худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис поставил по пьесе другого литовца, Марюса Ивашкявичюса, о жизни и романах (в обоих смыслах этого слова) Льва Толстого сам писатель присутствует в виде величественном и даже монументальном — именно так выглядят сложенные справа на сцене тома сочинений. Так его ощущает и Софья Андреевна, положившая жизнь на борьбу за своего Левушку или Леона, а получившая Льва.
— Так как же называть тебя, — спрашивает она у него.
— Лев
— Но тебя так называют все. Я же — не все!
Это почти детское "я же не все" — и есть топливо, поддерживающее и убивающее Софью Андреевну одновременно. Это оно требует отвоевать мужа и у сочиненной им же красавицы Анны Карениной, и у "народной любови" графа бабы Аксиньи из рассказа "Дьявол", у всего мира — и реального, и литературного. В сознании Софьи Андреевны, давно живущей где-то за гранью нервного срыва (ее исступленно играет Евгения Симонова), жизнь перетекает в литературу, а литература становится жизнью —как и в самом спектакле. Здесь постаревшая Аксинья оборачивается Чертковым (обоих блестяще-сдержанно играет Татьяна Орлова), а молодая Аксинья оказывается нелюбимой дочерью Сашей (Юлия Соломатина). Здесь сама Софья мечтала бы стать Карениной, а оказалось, что стала Китти. Впрочем, в "Русском романе" Китти, которую Вера Панфилова играет с каким-то сверхзвуковым обаянием, ничуть не уступает погибающей в тисках любви томной Карениной. Грань между литературой и жизнью окончательно стирается в момент, когда Кити и Софья Андреевна, как в зеркало, смотрят друг на друга. И Софья Андреевна со слезами благославляет Кити — юную себя —на брак, который завершится у окошка комнаты, где в кругу желающих запечатлеть исторический момент будет умирать Толстой. И станет понятно, почему Софья Андреевна, в пылу ссоры кричала Саше: "Чтоб ты замуж вышла".
Москва, театр «Практика»
Режиссер Эдуард Бояков Вытоптов
15-17 марта
Создатель «Практики», «Политеатра» и фестиваля «Золотая Маска» в том виде, в котором мы ее знаем, вернулся из Воронежа в Москву и поставил спектакль по стихам Николая Гумилева, Иосифа Бродского, Беллы Ахмадулиной и Веры Павловой. Читать их будет команда, участвовавшая в других поэтических постановках Боякова. Алису Гребенщикову и Павла Артемьева, например, можно было увидеть в спектакле «Вера Полозкова. Стихи о любви», собиравшем когда-то запросто зал Политехнического музея.
Москва, «Гоголь-центр»
Режиссер Кирилл Серебренников
4-8 марта
На спектакль, основой которого станут «Гамлет-машина», «Квартет», а также другие произведения (например, письма и дневники) немецкого драматурга Хайнера Мюллера, стоит идти хотя бы за тем, чтобы увидеть модного режиссера Константина Богомолова в роли артиста. Те, кто видел, как он подменял актеров в собственных постановках, подтвердят, что Богомолов-актер ничуть не менее интересен Богомолова-режиссера. Также на сцену выйдут телеведущая и актриса Сати Спивакова и актер «Седьмой Студии» Александр Горчилин, известный по роли в фильме «Да и да» Валерии Гай Германики. Хореографию в спектакле ставил Евгений Кулагин, один из создателей «Саунддрамы», пионер и законодатель моды в российском современном танце.
Санкт-Петербург , Pop-up театр
на сцене Центра им. Мейерхольда, Москва
Режиссер Семен Александровский
6 марта
Моноспектакль на основе интервью с Давидом Яном, создателем словаря «Lingvo» и программы «FineReader», появился в живущем партизанским способом Pop-up театре и играется на разных площадках. Впрочем, все это не помешало экспертам программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска» посмотреть спектакль и пригласить его в Москву. И не зря: «Топливо» — полтора часа чистой театральной радости и восторга. И от точной игры актера Максима Фомина, и от самой истории Давида Яна, сложенной драматургом Евгением Казачковым и режиссером Семеном Александровским в увлекательнейший квест по жизни человека, реально изменившего мир. Осторожно: приправлено байками из жизни студентов физтеха, которые ни в коем случае нельзя повторять.
Санкт-Петербург, БДТ им. Товстоногова
Режиссеры Андрей Гончаров, Михаил Лебедев, Николай Русский
8 марта
Три работы молодых петербургских постановщиков режиссерской лаборатории БДТ. Каждый эпизод спектакля — осмысление темы войны. Для этого Андрей Гончаров берет «Железный крест» и пьесу «Маузер» Хайнера Мюллера, Михаил Русский — пьесу «Семь еврейских детей» Кэрилл Черчилл, а Николай Русский — «Волны» Владимира Сорокина.