МУЗЫКА: Рабочий ритм

Олег Журавлев
31 марта 2016, 00:00

Говоря о рабочем классе в своем новом альбоме «Музыка для рабочего класса», мы подразумеваем людей, занимающих незащищенную по отношению к работодателю позицию и вынужденных существовать в тех трудовых условиях, которые им навязывают. В «когнитивном капитализме» их и называют современным пролетариатом: конторские служащие, промышленные рабочие, учителя и врачи (хотя они, казалось бы, относятся к бюджетному сектору), а также многие представители творческих профессий. Таких наемных работников в России большинство, и современный финансовый капитализм использует для извлечения прибыли не только их труд, но и коммуникативные навыки, умение общаться и устанавливать социальные связи, — всю их личность. Поэтому современные наемные работники заинтересованы в создании собственной культуры, в формировании своей идентичности. В отличие от западноевропейских и американских сообществ, у нас традиция «рабочих» песен и стихов не развита, она прервалась в годы советского периода. «Фасадный» рабоче-крестьянский культ в СССР был лишь внешним ее проявлением, и сейчас она находится в упадке.

Олег Журавлев,
музыкант группы «Аркадий Коц»

Известный бард Билли Брэгг приезжал в СССР в конце 1980-х и на встречах с нашими рокерами говорил, что нужно писать музыку для рабочего класса. Конечно, тогда антикоммунистически настроенные рокеры лишь крутили пальцем у виска, но теперь, через 30 лет, в России появляется музыка для рабочего класса. На наш взгляд, эта идентичность — не просто культурный артефакт, это мощный рычаг социально-политических преобразований. Проблема представителей самых разных профессий сегодня заключается в том, что у них нет осознания их общности как наемных работников. Например, преподавателям, для того чтобы отстаивать свои права, необходимо осознать себя не просто как интеллигенцию, но и как наемных работников, интересы которых ущемляют их начальники.

Мы, переводя с английского языка рабочие песни разных эпох, стремимся помочь рабочему классу выработать собственную идентичность, собственную культуру, посмотреть на себя как на социальную группу. Это наша культурная миссия. Наш альбом записан по просьбе профсоюзного объединения КТР (Конфедерация труда России). Послушав песню «С кем ты заодно» (известная американская профсоюзная песня Which side are you on), в профсоюзе прониклись идеей нашей группы. При их поддержке мы создали альбом, сейчас он расходится в своей среде.

 83-0.jpg


 83-4.jpg

The Clash

Combat Rock

Последний студийный альбом, записанный в классическом составе группы, считается финальным в творчестве The Clash.

Олег Журавлев: «Альбом зрелых уже тогда панков — своеобразный патронташ боевых гимнов и традиций, на которых они выросли. Это одновременно танцевальная музыка и жесткий политический манифест интернационалистской, бедной индустриальной молодежи, сопротивлявшейся тетчеризму».

( для людей )


 83-1.jpg

Alan Lomax archives

Negro Prison Songs from Mississippi State Penitentiary

Альбом самого значительного в XX веке этномузыколога и фольклориста Алана Ломакса, собиравшего песни угнетенных. Это совершенно не похожие на тюремный шансон песни боли и надежды.

Олег Журавлев: «Именно Ломаксу мы обязаны нашим интересом к традиции похоронных медных оркестров из Миссисипи и Нового Орлеана. Все это музыка бедных, с гордостью поющих о своей бедности, музыка отверженных и убогих, презирающих смерть и нищету, — это песни злых и неспокойных, добивающихся справедливости».

( для интеллектуалов )


 83-2.jpg

Billy Bragg

The Internationale

Первый откровенно политический альбом музыканта, по большей части состоящий из кавер-версий и протестных песен левого крыла.

Олег Журавлев: «Призыв английского левого певца Билли Брэгга к питерским рокерам в 1986 году — “Играйте музыку для рабочего класса!” — вдохновил нас на название и концепцию альбома. Сам Брэгг прошел непростой путь к политизации».

( для интеллектуалов, для романтиков )


 83-3.jpg

Nina Simon

Revolution (single)

Сингл легендарной соул-певицы — решительный отклик на вышедшую в том же году одноименную песню The Beatles.

Олег Журавлев: «Радикальный ответ афроамериканской певицы и гражданской активистки на политически умеренную песню белого мужчины Джона Леннона Revolution: “Болтать чепуху — не то же самое, что ежедневно бороться за выживание. Мы поем о революции, потому что мы говорим о переменах”. Публика поначалу восприняла сингл без энтузиазма. “Не понимаю, — переживала певица. — Это же про революцию, друг: не просто про цвет кожи, а про все! Про то, как рушатся барьеры между людьми... Нам нужна революция, чтобы разобраться со всем этим и вернуться к Богу. Какие же мы потерянные, как это грустно”».

( для людей )