Обесцениватель — это звучит в морду

Найдёныши
Москва, 02.06.2018
«Русский репортер» №11 (450)
Когда твоя ошибка становится для других хлебом насущным

Иллюстрация: Губанова Ира

С одной стороны, обесцениватели не позволяют тебе слишком серьезно относиться к жизни. Эй, подагра у тебя, говоришь? Лучше расскажи о своих проблемах этой безногой девочке из Индии, которая всю свою юную жизнь ухаживает за братом-близнецом, у которого нет головы.

С другой стороны, обесценивателей зачастую хочется просто и жестоко убить.

Они повсюду, они подозрительны, как пенсионерки на рынке, они подстерегают тебя на каждом шагу.

Для них все, что им предъявляют, — это обвес, обман и фальшивая гиря на весах. То есть фейк, монтаж, манипуляция, фотошоп — все вместе.

Или — не то, что надо. Им надо. Так настроены их мозг и глаза.

Отправились мы в Среднюю Азию. Всю исколесили. Дорога была очень трудной, еле выдержали. Ну и фотографии разместили. Из тщеславия, конечно. Тут же появляется комментарий: «Я так понимаю, до Памира вы не доехали?» В смысле — ну и слабаки же! Но мы и не планировали на Памир, никому этого не обещали. Вроде безобидный вопрос. А косвенно унижающий. И прямо — обесценивающий. Такой, что не остается ничего другого, как только оправдываться. Из серии: «Вы уже перестали пить коньяк по утрам?» Как бы ты ни ответил — все равно виновен, по-любому — алкаш.

Или, допустим, делаю я репортаж о незаконно задержанном милицией и подвергшемся пытке человеке. С подробностями, с выездом на место, с комментариями родственников, адвокатов. А читателям врезается в память только то, что я неправильно указал название ОВД. Ага, заключают они, если он в мелочах ошибается, значит, и в главном наверняка наврал! К гадалке не ходи: это кремлевский тролль, заказушник, все у него проплачено. Судьба пострадавшего остается как бы за скобками, важно вывести автора на чистую воду.

Что бы ты ни написал, ни опубликовал, ни сделал — найдется тот, кто будет искать, что исправить, в чем уличить. Кажется иногда, что вся жизнь таких граждан в этом только и состоит: чтобы другого поймать на ошибке или на том, что им ошибкой представляется. Не в фактуре, так в грамматике. Не в грамматике, так в интонации.

Не дай вам бог обмишуриться, например, написав Моне вместо Мане. Или назвать Плутон планетой. Это не просто планета, это карликовая планета, карликовая, запомните раз и навсегда, с 2006 года, стыдно этого не знать, вы же интеллигентный человек!

Все отлично, только…

После этого «только» всегда все и начинается.

Только рожать в воду уже не айс.

Только лабрадор плохой охранник.

Только в этом году мода на синтетику.

Прочее, главное, о чем речь и смыслы — все будет по боку, все будет девальвировано.

Где-то вычитал, что, например, на Фейсбуке только пять процентов пользователей создают контент, иначе говоря — своими силами, умом мастерят какие-то штуковины: заметки, видео, коллажи. Остальные — вторичны. Они делают перепосты, ссылки, комментируют, разумеется. То есть паразитируют, если говорить прямо. А как еще самоутверждаться тем, кто сам ничего не производит, не способен? Обесценивать!

Иногда мне кажется, что обесценивание уже превратилось в нашу национальную забаву, вид коммунального спорта. Кто кого элегантнее уест, ткнет мордой в сортир типа очко.

Вот как это обычно происходит.

После поездки в Грецию семья размещает на Фейсбуке свою фотографию на фоне Парфенона.
Примерные типы и цели комментариев:
«Мы там в прошлом году были. Серега узо перепил. Заблевал вон ту колонну — третью слева». (5 комментариев.) Цель: принизить значимость поездки; «нашли чем удивить, кто там только ни бывал, в этой вашей Греции».
«Машка, ну и чего вы потащились в такую даль? У вас же дача. Лучше бы поехали на свежем воздухе отдохнули. Сэкономили бы». (7 комментариев.) Цель: оправдать свою неспособность выбраться куда-то дальше, чем дача. 
«Завидую вам, ребята. А я пока не могу в Грецию, рубликов не хватает». (10 комментариев.) Цель: вызвать у знакомых сочувствие, подготовить почву, если понадобится попросить у них денег или другой помощи.
«Надо было вечером снимать. На закате. Тогда свет был бы мягче. Фотография бы вышла качественнее». (2 комментария.) Цель: самопрезентация и еще раз самопрезентация. 
«Слушайте, а Ирочка как выросла. На папу похожа». (2 комментария.) Цель: нарушить семейную идиллию; всем ведь известно, что о девочках говорят либо что они красивые, либо — в противном случае — что похожи на папу.
«А почему Греция? У них же там скоро как на безмозглой Украине — тоже дефолт будет. Были бы вы настоящими патриотами, путешествовали бы по родной стране». (3 комментария.) Цель: втянуть в дискуссию о политике и тем самым смазать положительные эмоции от поездки. 
«Не стоит выкладывать свои фото на всеобщее обозрение. Злые люди легко могут порчу навести». (1 комментарий). Цель: см. предыдущий пункт о положительных эмоциях. 
«12 евро за вход с носа? Лучше бы в кабак сходили». (1 комментарий.) Цель: просто дебил. 
«Кстати, а вы в курсе, что Парфенон был построен в соответствии с правилом “золотого сечения”, хотя само это правило сформулировали только в XV веке?» (3 комментария.) Цель: возвыситься за чужой счет, продемонстрировав свою образованность, происходящую по большей части из Википедии. 
«О, вы просто Олимпийские боги». (5 комментариев.) Цель: использование любого повода для упражнений в остроумии.
«Ребята, какие вы молодцы, отлично выглядите, отдохнувшие, загоревшие». (1 комментарий.) Цель: сделать приятное людям.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №11 (450) 2 июня 2018
    МЕЖДУ ЛАЙКОМ И ФЕЙКОМ
    Содержание:
    Реклама