Рост без инвестиций

В Сибири высокими темпами растет спрос на стройматериалы за счет увеличения объемов жилищного и промышленного строительства. Промышленность стройматериалов не успевает за растущим спросом из-за нехватки инвестиций

Промышленность стройматериалов является своеобразным индикатором реальной инвестиционной активности в экономике. Рост инвестиций в основные фонды, строительство жилых домов ведет к увеличению объемов промышленного и жилищного строительства и соответственно росту спроса на стройматериалы. В прошлом году в Сибирском регионе на фоне бурного роста в жилищном и промышленном строительстве рост производства стройматериалов оказался более чем умеренным, а в ряде секторов наблюдался спад. В цифрах это выглядит следующим образом. На пять с лишним процентов увеличилось производство цемента и железобетонных изделий. При этом производство кровельных материалов сократилось на 8%, причем такие темпы падения сохраняются второй год подряд. Выпуск кирпича снизился на 14%. Мы попытались разобраться в причинах этого и понять, почему в промышленности строительных материалов нет адекватного отклика на рост спроса и насколько долгосрочной является сама тенденция роста объемов жилищного строительства.

Кто растет

Наибольшие темпы роста в промышленности стройматериалов продемонстрировала цементная промышленность, чья доля в общем производстве отрасли довольно заметна. К примеру, комбинат " Тываасбест", увеличивший выпуск в 7 раз, на деле фактически простаивает, выпуская мизерный объем в 10 тыс. тонн цемента (для сравнения: два других российских комбината, расположенные на Урале, выпустили за тот же период почти 900 тыс. тонн). Значительная часть прироста обеспечена ростом производства "Искитимцемента" (Новосибирская область), который увеличил объемы производства с 670 тыс. до 1 млн тонн, то есть почти на 50%. Ближайший конкурент новосибирцев - " Топкинский цемент" (Кемеровская область) - сохранил объемы выпуска на уровне 2002 года (порядка 1,5 млн тонн). Серьезно увеличил выпуск третий крупный производитель - иркутский " Ангарскцемент" (с 500 до 630 тыс. тонн). В регионе есть также несколько менее крупных цементных предприятий: красноярский "Цемент" (объемы производства - порядка 300 тыс. тонн в год), Каменский цементный завод в Бурятии, Кузнецкий цементный завод в Кемеровской области (150 тыс. тонн в год), " Алцем" в Республике Алтай (около 100 тыс. тонн в год). Собственное производство порядка 500 тыс. тонн в год имеет также " Норникель".

Ключевая проблема всех указанных предприятий заключается в использовании энергоемкой "мокрой" технологии производства цемента. В этом случае для размягчения смеси используется вода, из-за чего вырастает расход топлива на обжиг. В условиях растущих внутренних цен на газ и нефтепродукты эта технология обрекает заводы на сокращение маржи. Экономически более эффективен "сухой" способ - 85% цементных заводов в мире работают как раз по такой технологии. К примеру, после топливного кризиса середины

70-х гг. в США количество цементных заводов уменьшилось примерно вдвое (в том числе и за счет слияний), а доля мощностей по производству цемента "сухим" способом выросла с одной до двух третей.

Однако вложения, необходимые для перепрофилирования завода с "мокрой" на "сухую" технологию, очень велики. По данным международной исследовательской компании McKinsey Global Institute, они составляют примерно 75 млн долларов для завода мощностью 1,5 млн тонн со средней загрузкой 60% (100-процентной загрузки на цементных заводах не бывает из-за очень высокого влияния на бизнес фактора сезонности). Очевидно, что подобные инвестиционные затраты ни один цементный завод самостоятельно не осилит. Выручка лидеров рынка - Топкинского завода и "Искитимцемента" - составляет около 20-30 млн долларов. Даже если так случится, что сложится прекрасная конъюнктура и компании смогут на протяжении длительного периода обеспечивать, допустим, 20-процентную норму прибыли, эти заводы будут отрабатывать инвестиции как минимум в течение десяти лет. А если учесть, что финансовое состояние этих заводов не слишком хорошее (Топкинский завод банкротится, "Искитимцемент" несет дополнительную нагрузку в виде выплат по реструктурированной задолженности), то сроки увеличатся в полтора-два раза. В России сегодня нет кредитных организаций, готовых давать деньги на такие сроки.

Ситуацию подтверждает Владимир Ильюшин, генеральный директор другого крупного производителя цемента - завода "Ангарскцемент": "Мы не планируем переходить на "сухой" способ производства, потому что это связано с огромными единовременными капитальными вложениями".

Впрочем, один завод - "Искитимцемент" - все-таки планирует перевести производство на "сухую" технологию, оценивая необходимые ресурсы в 50 млн долларов. Здесь основным инвестором выступает собственник - крупная промышленно-коммерческая группа РАТМ. Если этот проект удастся реализовать, завод получит решающие конкурентные преимущества в регионе и оставит далеко позади конкурентов по себестоимости продукции.

Причина торможения

В отличие от цементной промышленности ряд других сегментов снижали производство. Особенно сильным было сокращение выпуска мягких кровельных материалов и кирпича. Объективных факторов для сокращения вроде бы нет: основные отрасли, обеспечивающие спрос на стройматериалы, растут высокими темпами. Так, объемы жилищного строительства в целом по региону увеличились на 12%. Настоящий бум ввода в строй жилых домов произошел в деловом центре региона - Новосибирской области, где объемы жилищного строительства выросли на 56% по сравнению с прошлым годом (по тенденции 11 месяцев). Существенный рост произошел также в Читинской области (30%) и Республике Алтай (44%). В остальных субъектах результаты были скромнее, однако спада нигде, за исключением Хакасии и Тывы, не наблюдалось. Другой важнейший макроэкономический индикатор спроса на продукцию промышленности стройматериалов - индекс объема инвестиций в основной капитал - также вырос. Рост составил 16%, что почти в 2 раза выше, чем в 2002 году.

Напрашивается вывод: растущий спрос в промышленном секторе и строительстве, отмечаемый в регионе, обеспечивают не местные производители, а поставки из других областей, а также импорт.

Косвенно это подтверждается данными участников рынка. Так, по словам менеджера АО "Алтайкровля" Ирины Артемьевой, "в последнее время на рынке кровельных материалов идет процесс замещения мягких кровельных материалов более качественными тяжелыми, такими как черепица, шифер, ондулин. Правда, они очень дороги, поэтому определенная ниша у того же рубероида сохранится". В свою очередь, чтобы противостоять этой тенденции, " Алтайкровля" в 2003 году ввела в строй мощности по производству мягких кровельных материалов нового поколения - рубелина, более качественного, удобного в применении и позволяющего крыть крыши даже при температуре -20C. Это позволит увеличить объемы производства в 2004 году. Основной конкурент "Алтайкровли" в регионе - " Омсккровля" - также сократил объемы производства с 25 до 20 млн кв. метров.

Еще хуже ситуация в производстве кирпича. Казалось бы, здесь из-за высоких транспортных издержек должны доминировать те же тенденции, что и в цементной промышленности. Однако, в противовес росту в производстве цемента и железобетонных изделий, в кирпичном сегменте идет значительное падение объемов выпуска: в целом по региону на 14%. Видимых объяснений этому фактору также нет: объемы жилищного строительства увеличиваются.

Эксперты связывают феномен сокращения производства кирпича со структурой вводимого жилья: строительство жилья повышенной комфортности в истинном понимании этого слова в регионе сегодня практически не ведется. Вместо кирпичей чаще используются более дешевые, но менее долговечные и экологически безопасные материалы. Именно поэтому, кстати, идет рост производства железобетонных изделий, использующихся при строительстве большинства типовых зданий. Такова ситуация во многих крупных городах страны, за исключением разве что столицы.

Характерный пример - Новосибирская область, где в 2003 году прирост объемов ввода в строй жилых домов составил 56%. При этом спад в производстве кирпича достиг 20%. В области кирпичи производят четыре завода: Черепановский завод строительных материалов, Маслянинский кирпичный завод, " Стройкерамика" и ЗСМ-7. Крупнейший - Черепановский, который закрывает порядка 40% спроса Новосибирска. На другие три завода приходится примерно 55% рынка, остальное - на производителей из других регионов. По словам заместителя директора Черепановского завода строительных материалов Владимира Вергунова, "транспортная составляющая при доставке в Новосибирск, который находится примерно в 100 км от завода, достигает 20%. При этом 95% сбыта Черепановского завода приходится как раз на Новосибирск. "Стройкерамика", находясь в Новосибирске, таких расходов не несет. До Маслянинского завода расстояние составляет 150 км". Таким образом, сокращение производства, вероятнее всего, коснулось как раз последнего предприятия.

Черепановскому же заводу удалось преодолеть негативные тенденции за счет других факторов. В прошлом году завод улучшил качество продукции, частично перейдя на использование шамота (некондиционного кирпича) в качестве добавок. Это позволило при общем снижении производства нарастить его выпуск с 63,5 до 64,8 млн кирпичей в год. Ближайшие перспективы рынка строительного кирпича Новосибирска завод оценивает как благоприятные в основном благодаря растущему спросу со стороны сектора жилищного строительства. Только по Новосибирску в 2004 году запланировано ввести порядка 500 тыс. кв. метров жилья, что превышает уровень прошедшего года примерно на треть.

Где взять инвестиции

Ключевое отличие растущих и падающих отраслей - в характере конкуренции. Производители цемента и железобетонных конструкций обладают замечательным конкурентным преимуществом: перевозки на большие расстояния не выгодны, поскольку ведут к резкому удорожанию продукта. Транспортировка на тысячу километров тонны цемента ведет в среднем к удорожанию в полтора раза, что делает самый технологически развитый завод неконкурентоспособным по сравнению с собратом, находящимся рядом с потребителем. Та же ситуация в производстве железобетонных изделий. Таким образом, рынки цемента и ЖБИ жестко локализованы. Здесь полностью отсутствует конкуренция с импортом и невелика конкуренция с поставщиками из других регионов. Правда, это конкурентное преимущество становится недостатком при попытках захвата удаленных рынков. Наоборот, рынки стекла, кровельных материалов - более конкурентны. Легко заметить, что проиграли как раз конкурентные рынки, причем спад идет уже второй год подряд.

Изменить ситуацию могли бы инвестиции в действующие производства. Тем более что сохраняющийся высокий спрос со стороны строительного сектора создает для этого отличные предпосылки. Но инвесторы пока не спешат в Сибирь.

В самых перспективных сегментах, таких как производство листового стекла, полный упадок. Все три местных производителя ("Анжерские стройматериалы" в Кемеровской области, Тулунский стекольный завод в Иркутской и Улан-Удэнский в Бурятии) давным-давно законсервировали действующие мощности и переориентировались на другие сегменты. Спрос на стекло удовлетворяется в основном компанией Glaverbel, Саратовским и Салаватским стекольными заводами. В прошлом году к ним присоединился новый завод "Интергласс" из Киргизии, контролируемый немецкой компанией Steinert Industries, но пока его доля не очень значительна.

Крупных инвестиционных проектов создания мощностей по производству стекла в Сибирском регионе не планируется. По словам специалистов компании Glaverbel (владеет Борским стекольным заводом и реализует проект строительства завода по производству листового стекла в подмосковном Клину), "существующих и вводимых мощностей в России в ближайшее время будет достаточно для обеспечения спроса, в том числе и в Сибири". В то же время рынок Сибири компания оценивает как достаточно перспективный, в связи с чем принято решение об открытии в Новосибирске в 2004 году регионального склада и строительстве центра первичной переработки стекла, где будут производиться стеклопакеты.

Производство кровельных материалов либо останется на уровне прошлого года, либо незначительно подрастет за счет инвестиций действующих игроков. Производство кирпича вряд ли будет серьезно расти, поскольку кирпичные заводы невелики с точки зрения выручки (на полпорядка-порядок меньше крупных цементных). В силу этого они не способны привлечь крупных стратегических инвесторов. Скорее всего, они будут развиваться по линии включения в крупные строительные компании, которые и будут развивать производство кирпича для собственных нужд.

Наибольший же выигрыш получат производители цемента. "В Сибирском регионе рост промышленного строительства совпадает с динамикой потребления цемента, и составляет 20%. На 2004 год мы ожидаем

12-процентный рост промышленного строительства и производства цемента", - говорит Владимир Ильюшин. Благоприятные рыночные перспективы создают хороший инвестиционный фон. И реализация стратегических планов "Искитимцемента" должна подтолкнуть других участников рынка к поиску средств на изменение технологии.

Не исключено, что инвесторами станут общероссийские цементные холдинги, начавшие в прошлом году активную экспансию в регионы. В отрасли традиционно высок уровень присутствия иностранного капитала. В разное время в покупку российских цементных активов вкладывались крупнейшие мировые игроки: швейцарский Holcim, французский Lafarge и немецкий Dyckerhoff. На сегодняшний день на эти компании приходится свыше 20% выпускаемого в стране цемента. Еще столько же приходится на крупнейшего российского производителя - холдинг "Евроцемент", который включает четыре крупных цементных завода в Центральном регионе страны и Архангельской области. С другой стороны, до сих пор основные активы крупнейших игроков концентрировались в Центральном регионе, ориентированном с точки зрения сбыта цемента на Москву.

Для выхода на перспективный растущий рынок Западной Сибири нужны либо инвестиции в создание новых предприятий (что маловероятно), либо покупка действующих заводов. В 2003 году два крупнейших игрока - " Евроцемент" и Lafarge - начали активное наступление в регионы, купив несколько заводов на Урале. Вполне возможно, что в текущем году настанет черед сибирских предприятий.

В подготовке материала принимали участие Светлана Ханафиева, Михаил Хайкин