Роскошь средства передвижения

Экономика и финансы
Москва, 08.03.2004
«Эксперт Сибирь» №4 (18)
Новосибирский метрополитен оправдывает репутацию полигона по разработке и внедрению новых технологий обслуживания пассажиров подземки

Новосибирская подземка во многом определяет развитие города. Центр Новосибирска расширил свои границы по линии метро, а жители спальных районов строят планы на будущее в соответствии с графиком ввода в строй новых станций. Метро, изначально призванное всего лишь разгрузить транспортные магистрали города, превратилось в настоящий подземный мир, живущий самостоятельной жизнью. В этом "внутреннем" городе решены проблемы с преступностью, пьянством и бродяжничеством. О его настоящем и будущем рассказывает начальник МУП "Новосибирский метрополитен" Владимир Кошкин.
Владимир Кошкин

- Новосибирский метрополитен входит в тройку самых оснащенных подземок России, при этом затраты на инновации оцениваются в приемлемые для местного бюджета суммы. Как вам это удается?

- Мы вкладываем деньги только в самые необходимые и рентабельные проекты, при этом, где можем, обходимся собственными силами, не ожидая дополнительной помощи. Многие инновации, внедренные в новосибирском метро, уже "растиражированы" по российским метрополитенам. Например, москвичи сейчас перенимают наш опыт по прокладке виброзащитного лежневого пути, примененного при строительстве перегона "Сибирская"-"Маршала Покрышкина". Эта технология позволяет решить вопрос с шумом и вибрацией метро. При этом стоимость строительства остается примерно той же. Дело в том, что традиционные шпалы недолговечны и с ростом цен на древесину их замена становится все накладнее. А бетон - это надолго.

Но самая успешная новосибирская разработка - безмонетная система оплаты. Еще десять лет назад мы запустили проект по обслуживанию оснащенных микрочипами карточек оплаты проезда в метро. Проект оказался малозатратным, высокорентабельным.

Но ничего не стоит на месте - весь мир уходит от карт с микрочипами. Дело в том, что эта технология предполагает дорогие и ненадежные контактные устройства. Европа давно переходит на бесконтактные SMART-карты ("умные" карты). Мы активно взялись за внедрение этой технологии в Новосибирске и до конца года планируем запустить этот проект.

- Почему вы не пошли по пути внедрения магнитных карт, как в московском метрополитене?

- Магнитные карты для нас неприемлемы. Во-первых, это очень дорого. Москвичи, правообладатели этой технологии, запросили с нас 15-16 млн рублей за установку системы обслуживания магнитных карт. А во-вторых, магнитную карту легко распознать и подделать. По нашим данным, в Москве 7-8% карт - поддельные. SMART-карта же защищена практически на 100%. Во всяком случае, подделка карт оказывается нерентабельной. Но главное - в этой системе нет трущихся частей, оборудование работает очень стабильно.

До конца года мы планируем реализовать порядка 10 тыс. новых карт оплаты проезда в метро. Но при этом не откажемся и от обслуживания карт с микрочипами. Сейчас карт старого образца около 30 тыс. только на руках у активных пассажиров, а всего - более 60 тыс.

- Кто будет финансировать проект бесконтактных карт оплаты проезда в метро?

- Финансирование этой безмонетной системы мы получили из городской казны, в бюджете на 2004 год заложено 5 млн рублей на эти цели. Мэрия Новосибирска идет нам навстречу, согласовывая размещение в метрополитене торговых точек и рекламных носителей. Средства, полученные от этой деятельности, поступают в муниципалитет, а потом, копейка в копейку, возвращаются метрополитену на его развитие. Непрофильный бизнес (сдача в аренду торговых площадей и рекламных носителей) в структуре бюджета метро составляет до 10%. Остальные 90% - доходы от пассажирских перевозок.

- Бурный рост наземных перевозчиков приводит к снижению пассажиропотока в метро, следовательно, снижает выручку метрополитена. Насколько серьезна для вас эта конкуренция?

- Главное, что для жителей города это благо. А коллективу метрополитена, конечно, приходится напрягаться, чтобы получить стабильный финансовый результат. Мы завоевываем пассажиров культурой обслуживания и ритмичным графиком движения поездов. Минута опоздания поезда - ЧП и предмет для разбирательства в моем кабинете. По статистике только каждый десятитысячный поезд новосибирского метро в прошлом году опоздал. Пассажиры это ценят. Судя по нашим опросам, многие горожане обращают внимание на внешний вид наших работников. И мы не жалеем денег на форму и спецодежду.

Отдельная строка - санитарное состояние станций. На каждой из них до 10-12 человек по круглосуточному графику ведут борьбу с песком и грязью. Весной за смену они выносят со станции 10-12 ведер песка. Впрочем, сейчас стало меньше пыли - мы чаще моем тоннели, красим коммерческие лотки и вагоны.

- Чем выделяется новосибирский метрополитен из ряда шести российских подземок? Сравнимо ли положение новосибирского метро с положением строящихся линий в Омске и Красноярске?

- Все действующие метрополитены активно развиваются. В конце 2004 года будет запущена первая очередь метро в Казани. По темпам строительства столица Татарстана нас обгоняет. За то время, что мы потратили на ввод одной станции, они подготовили к пуску сразу пять. А в Омске и Красноярске строительство метро идет медленно. И в том, и в другом случае все зависит от уровня финансирования. Активнее других развивается московский метрополитен. В российской столице параллельно развивают не только традиционное метро, но и так называемое "легкое" - со специальными вагонами и тоннелями меньшего диаметра. К сожалению, "легкий" и традиционный метрополитены несовместимы, поэтому для нас такой вариант неприемлем. Новосибирску необходим метрополитен, рассчитанный с запасом, превышающий нынешний пассажиропоток в 3-4 раза. Такое метро мы и строим.

Всего в России 6 метрополитенов, в эксплуатацию новосибирское метро введено четвертым по счету (а если брать СССР - одиннадцатым). После Новосибирска введены в строй метро Екатеринбурга и Самары. Метрополитен Нижнего Новгорода запустили на полгода раньше новосибирского.

По эксплуатационным характеристикам все метрополитены примерно одинаковы. Количество перевезенных пассажиров на 1 вагон или на 1 станцию у нас, конечно, ниже, чем в Москве и Питере, но выше, чем в других метрополитенах. А по экономическим показателям мы стабильно занимаем третье место среди российских метрополитенов. В свое время отцы города очень грамотно поступили, проложив метрополитен по оптимальному маршруту, рассчитанному в соответствии с транспортными потребностями жителей. Проблемы самарского метрополитена, построенного на удалении от главных магистралей и, как следствие, слабо загруженного, новосибирскому метрополитену практически не знакомы.

Мне кажется, что если бы Новосибирск развивался без метрополитена, это был бы перенаселенный провинциальный город с огромной транспортной проблемой. Метро - признак столичности города.

У партнеров

    Реклама