Автодилеры набирают обороты

Спецвыпуск
Москва, 08.03.2004
«Эксперт Сибирь» №4 (18)
Сибирь переживает бум спроса на новые иномарки. Как следствие, операторы авторынка привлекают крупные инвестиции в строительство автосалонов и устанавливают новые корпоративные стандарты качества предоставляемых услуг

На крупнейших мировых автомобильных рынках продолжается спад. В Западной Европе продажи новых машин сократились на 1%, в Северной Америке - на 3%. В то же время в России, наряду с Китаем и Восточной Европой, спрос на автомобили стремительно растет. По итогам девяти месяцев прошлого года, продажи новых автомобилей иностранного производства в стране выросли на 69% и достигли 135 тыс. штук, а их доля в общем количестве проданных по России автомашин увеличилась с 8% до 11%. В денежном выражении на новые иномарки россияне потратили около 4,8 млрд долларов, что составляет примерно треть стоимости всех купленных автомобилей.

Еще более впечатляющими темпами росли продажи в Сибирском регионе. По данным исследования, проведенного АЦ "Эксперт-Урал", продажи новых иномарок выросли более чем на 90%.

Прежние лидеры дали задний ход

В прошлом году в России произошла смена лидеров. Если по итогам 2002 года верхнюю строчку с объемами продаж, приближающимися к 12,5 тыс. автомобилей, занимала узбекская Daewoo, то в 2003 году эта компания опустилась на третье место. Значительно проиграли французский Renault (седьмое место по итогам 2003 года, четвертое - в 2002-м) и чешская Skoda (со второго места откатилась на двенадцатое).

Бесспорным лидером в минувшем году стала Toyota - продано более 25 тыс. машин. Идущий следом Ford продемонстрировал самые высокие темпы прироста - 210%.

Основной причиной смены лидеров стала девальвация доллара по отношению к евро. С июля 2002-го по конец 2003 года доллар по отношению к евро подешевел примерно на 20%, что привело к росту стоимости автомобилей с ценообразованием в евро в среднем на 15-20% и сокращению темпов роста продаж. В результате вырос спрос на автомобили, производимые в Японии, Корее, Турции и других странах, не входящих в еврозону. По прогнозам аналитиков, в краткосрочной перспективе ожидать ослабления евровалюты не стоит. Европейские производители пытаются компенсировать потери. Так, в конце января текущего года Audi и Nissan (последняя компания, несмотря на свое японское происхождение, автомобили, поставляемые в Россию, собирает в Европе) приняли решение вновь номинировать свои цены в долларах. В результате модели автомашин этой компании подешевели сразу на 6%. Однако у таких маркетинговых ходов есть естественные ограничители. Эти автомобили собираются в Европе, соответственно себестоимость европейских автомобилей Nissan формируется в евро, и существенно снизить цены компания не сможет.

Но настоящий прорыв совершили компании, чьи автомобили собираются на территории России. Ford, номер два по продажам, мог бы стать лидером, если бы не ограниченные возможности завода во Всеволжске под Санкт-Петербургом, выпускающего Ford Focus. "С момента открытия автосалона в мае 2003 года мы продали в Томске более 70 автомобилей. На следующий год запланировано реализовать 300 авто. Проблема в том, что завод уже вышел на проектную мощность и больше легковушек произвести не может. Машин не хватает, и спрос не удовлетворен. На автомобили выстраиваются длинные очереди", - говорит генеральный директор официального субдилера автомобилей Ford "ММР-Авто" (Томск) Игорь Шилов.

Успешно развивалось и совместное предприятие " GM-АвтоВАЗ", выпускающее внедорожник Chevrolet-Niva. В октябре-ноябре прошлого года официальные дилеры Chevrolet-Niva открыли свои салоны в Новосибирске, Красноярске и Кемерове, и уже на следующий год одна из компаний запланировала реализовать более 500 автомобилей.

Производство автомобилей на территории России, в связи с растущим спросом и высокой себестоимостью производства автомобилей в Европе, становится для ведущих мировых автокомпаний все более выгодным делом. Поэтому они будут размещать свои производства в России. Компания Volvo Car Russia объявила о планах организовать на всеволжском заводе сборки автомобилей S40 и V50. "АвтоВАЗ" достиг принципиальной договоренности с General Motors о совместном производстве модели Opel Astra. Наконец, в текущем году запланировано увеличение проектных мощностей по выпуску Ford на заводе во Всеволжске на 5 тыс. автомобилей (до 30 тыс.).

Кто есть кто на сибирском авторынке

Сибирский рынок развивался в рамках общероссийской тенденции. Помимо общих для страны факторов на его динамику сильное влияние оказало повышение пошлин на подержанные иномарки, пролоббированное отечественными производителями. Оно не привело к существенному росту продаж отечественных машин, но перераспределило часть спроса с подержанных иномарок на новые. Для Сибири, где в силу географической близости традиционно сильны позиции подержанных японских автомобилей, этот фактор по признанию участников рынка стал существенным. Поэтому в 2003 году общее количество официальных дилеров иностранных автокомпаний увеличилось почти на 30%. В Сибири объемы продаж новых иномарок - 1,2 тыс. штук.

Официальный дилер Toyota в Сибирском регионе "АВТОСИБ - Тойота Центр Обь" (Новосибирск) за 9 месяцев 2003 года продал 224 автомобиля, продемонстрировав прирост объемов на 44% (см. таблицу "Объем продаж дилерами новых иномарок на территории Сибирского региона"). Наиболее динамичными компаниями стали дилеры Ford, занимающие вторую и третью позиции в рейтинге: автоцентр "Ford-Омск" и кемеровский "Нью-Йорк Моторс Сибирь". Эти компании увеличили объемы продаж на 179% и 268% соответственно.

По итогам 9 месяцев минувшего года самым популярным классом среди сибиряков стал класс D, потеснивший маленькие городские автомобили класса А, продано 233 машины (см. таблицу "Объем продаж иномарок по классам"). Следом идут внедорожники и универсалы повышенной проходимости (181 автомобиль). В то же время растет популярность минивэнов и автомобилей класса С, которые отличает оптимальное соотношение качества (компактность, маневренность, многофункциональность, комфортабельность) и цены.

Экстенсивное развитие

Естественным следствием роста рынка стало увеличение количества игроков, желающих на него попасть. В группе развивающихся стран в 2003 году крупнейшие автомобильные концерны поставили Россию на первое место по приоритетности рынков. И на сегодняшний день в стране открыты представительства всех сколько-нибудь значимых автокомпаний, которые активно развивают дилерские сети. В свою очередь множество российских компаний заинтересованы в выходе на авторынок, готовы инвестировать в создание инфраструктуры обслуживания и торговли. В Москве этот бизнес уже поделен, получить дилерство в столице тяжело, поэтому дистрибьюторы активизируются в регионах. Сибирь с ее промышленным и финансовым потенциалами представляет собой чрезвычайно интересный рынок.

Сегодня в регионе (см. таблицу "Официальные представители иностранных производителей на территории Сибирского региона") присутствуют по шесть официальных представителей Ford, Renault, по пять дилеров BMW, Mitsubishi, Opel, Volkswagen. По числу представителей иностранных автоконцернов лидируют Красноярск и Новосибирск - по 16 и 14 дилеров соответственно. Ненамного отстают и другие крупные муниципальные образования Сибири - Иркутск (11 дилеров), Омск (10), Томск, Кемерово (по 9). Компании Citroen и Volvo имеют в регионе по одному представительству, которые находятся в Красноярске и Новосибирске.

Автодилерам приходится вкладывать значительные средства в свой бизнес, чтобы не потерять рынок. Впрочем, не все дилеры готовы инвестировать в строительство, большинство довольствуются реконструкцией арендуемых площадей. Одним из немногих исключений из этого правила в Сибири может стать компания " Сибмеддизайн", официальный дилер компании Volkswagen. В мае-июле 2004 года заработает специально возведенный автосалон, соответствующий корпоративным требованиям концерна Volkswagen.

По нашим оценкам, только в прошлом году объемы вложений в строительство салонов в крупнейших городах региона, таких как Новосибирск, Красноярск и Кемерово, составили в среднем от 5 до 10 млн долларов. Следует учитывать, что сроки окупаемости таких проектов велики даже для России и составляют порядка пяти лет.

Среди участников рынка самой большой выставочной площадью на текущий момент обладает компания " Сибирские автомобили и принадлежности" (324 кв. м), среди монобрэндовых салонов - автоцентр "Ford-Омск" (312 кв. м). Новосибирская компания "Автоленд-Сибирь" располагает комплексом крытых павильонов общей площадью 10 тыс. кв. метров.

Согласно ожиданиям опрошенных нами компаний, в скором времени в крупнейших городах начнут появляться вторые и третьи салоны, предлагающие одну и ту же марку. Конкуренция между ними неизбежно приведет к улучшению качества услуг. Компании будут вынуждены все больше денег вкладывать в строительство новых салонов, установку более современного и дорогостоящего оборудования.

Одновременно с ростом количества новых игроков на рынке все меньше места остается для так называемых "серых" дилеров, которые либо ввозят новые автомобили в страну нелегальным путем, либо перекупают их у официальных дилеров. По словам Виктора Костромина, маркетолога официального дилера BMW "Байерн-Кар" (Кемерово), "по новым автомобилям ввоз напрямую уже не столь значителен, чтобы серьезно влиять на объемы продаж официальных дилеров".

После продажи машины "серые" дилеры, как правило, не могут предоставить должного обслуживания. В то же время для официальных представителей иностранных производителей обязательное наличие сервисной базы является едва ли не главным условием получения статуса дилера. Все компании рейтинга стремятся увеличить количество подъемников и постов на своих сервисных станциях, запас запчастей на складах.

Другим следствием обострения конкуренции является настоящий бум автокредитования. Все компании, участвовавшие в исследовании, предоставляют возможность получения кредита в банке на срок от полугода до трех лет. При этом максимальные суммы достигают 50 тыс. долларов (автоцентр "Ford-Омск"). Сумма выданных этим автосалоном кредитов выросла за 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 380%, вплотную приблизившись к отметке 10 млн рублей. Самый дешевый, беспроцентный кредит на покупку новых автомобилей предоставляет новосибирская компания "Патриот-авто", официальный дилер компании Peugeot. В целом в кредит продано порядка четверти от общего количества реализованных в Сибири машин.

Процедура кредитования становится все проще. Время оформления может занять от двух до пяти суток. Автосалоны требуют меньший объем документов. Для удобства своих клиентов дилеры стремятся работать с несколькими банками, что делает покупку автомобиля в кредит более доступной массовому потребителю.

Формула роста

Нынешнее состояние рынка можно сравнить с начинающей распрямляться пружиной. Помимо продолжающегося роста доходов населения (по прогнозам МЭРТ, в 2003 году прирост реальных доходов должен составить порядка 11%), есть еще три мощных фактора, способствующих росту продаж автомобилей. Во-первых, быстрый рост объемов автокредитования, который, при сегодняшнем интересе банков к "розничному" бизнесу, будет стимулировать спрос на новые авто. Во-вторых, растущее предложение со стороны дилеров и официальных представительств, ведущее в конечном итоге к расширению спектра предлагаемых машин по цене, моделям, качеству и, по мере роста конкуренции, к снижению цен. В-третьих, рост качества послепродажного обслуживания, развитие инфраструктуры рынка. Сочетание этих четырех факторов даст устойчивое развитие рынка легковых автомобилей в Сибири на ближайшие несколько лет.

Официальные дилеры иностранных производителей автомобилей на территории Сибирского региона
Прорыв года - марки, сочетающие оптимальное соотношение цены и качества - Toyota и Ford
Объем продаж по маркам
Объемы продаж дилерами новых иномарок на территории Сибирского региона
table_68655
Выставочная Площадь

У партнеров

    Реклама