Когда покупатели заждались продавцов

Ольга Шадрина
12 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

Чем вызван интерес энергетиков к рынку ЖКХ - стремлением получить долги или развивать бизнес?

С точки зрения экономики жилищно-коммунальное хозяйство - одно из самых масштабных производств. В России 55,7 млн квартир общей площадью 2,8 млрд кв. м. При этом жилищный фонд РФ составляет лишь 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны, включающего предприятия, офисные помещения, магазины, больницы, школы. Все это снабжается теплом, водой, худо-бедно содержится жилищно-коммунальными службами.

По информации Госстроя России, в городах расположено примерно 72,4% жилищного фонда, а в сельской местности - 27,6%. В городах жилье оборудовано водоснабжением на 86,7%, канализацией - на 84,5%, центральным отоплением - на 87,8%, горячим водоснабжением - на 76,8%, ваннами - на 79,5%, электрическими плитами - на 21,6%, газом - на 68,7%. Для бесперебойной работы такого хозяйства нужны немалые средства.

В общей сложности оборот российского рынка коммунальных услуг, по официальной оценке Госстроя России, в минувшем году составил 500 млрд рублей. В 2004 году, согласно прогнозам, он достигнет 700 млрд. По мнению бывшего вице-премьера Владимира Яковлева, отвечавшего в правительстве Михаила Касьянова за ЖКХ, 700 млрд - это та сумма, которой достаточно для создания в этой отрасли нормального рыночного сектора услуг.

Но дело не только в деньгах. Россия знает немало примеров, когда финансовые вливания не помогли целым отраслям экономики выйти из кризиса (так было с сельским хозяйством). Деньги работают только тогда, когда люди знают, как ими распорядиться наилучшим для дела образом. Поэтому судьбу реформы ЖКХ государство намерено передать в руки предпринимателей.

Дело выгодное

Коммунальная сфера прежде выгодным делом не считалась. Это были расходы без доходов, которые, впрочем, в советское время никого не интересовали, поскольку в том не было необходимости. Принятый в 1993 году закон "Об основах федеральной жилищной политики в РФ" предполагал в ходе реформирования переложить заботы о коммунальных услугах на плечи бизнеса и населения. А федеральная целевая программа реформирования ЖКХ, подписанная Михаилом Касьяновым в ноябре 2001 года, окончательно расставила акценты. За три года (с 2002 по 2004 год) было запланировано сократить госдотации "коммуналке" со 123 млрд рублей в год до 40 млрд рублей за счет состоятельных граждан. А до 2010 года полностью перевести отрасль на самоокупаемость. В администрации Алтайского края считают, что ЖКХ способно стать прибыльным делом. По оценке заместителя главы администрации Семена Байкалова, основанной на расчетах по городу Горняку (Алтайский край, Локтевский район), реконструкция только одной котельной снижает себестоимость вырабатываемой теплоэнергии на 30-40%, что позволяет снизить тарифы на 10-20% и получить прибыль.

Эти же расчеты обнаружили потери в тепловых сетях, которые сегодня составляют до 40% и более. Существующие современные технологии позволяют снизить потери до 7-11%, установка новых котлов ведет к повышению их КПД с 35-45% до 85%. При этих условиях в течение 2-3 лет можно, не повышая расценки на услуги, получать прибыль в размере 20-30%.

Не случайно именно энергетики пришли в этот бизнес. Здесь, в ЖКХ, находится значительная часть их активов. По данным "Новосибирскэнерго", основные потребители продукции компании - промышленные предприятия (34%), электрифицированный железнодорожный транспорт (12%), непромышленные потребители (14%), сельское хозяйство (11%) и население (25%). Основными потребителями тепловой энергии являются жилье и соцкультбыт (62,25%), промышленные потребители (29,75%), объекты общественного назначения (8%).

В советское время коммунальные расходы практически полностью оплачивало государство, население погашало 1-1,5% затрат на ЖКХ. Сегодня, согласно официальной информации, население оплачивает с учетом льгот и субсидий 58%. Несмотря на то, что зарплата растет гораздо медленнее, чем стоимость коммунальных услуг, население сегодня остается самым аккуратным плательщиком. По информации первого заместителся мэра по вопросам жизнеобеспечения Новосибирска Владимира Анисимова, только 3% потребителей числятся сейчас в должниках, а 15,2% плательщиков (по итогам 2003 года) обратились к муниципалитету за помощью в оплате услуг, оформили субсидии.

Все это означает, что значительная часть рынка коммунальных услуг - в пределах 30%, то есть российский жилой фонд, - уже сегодня может приносить прибыль. А при условии дополнительных инвестиций - успешно развиваться.

Рынок коммунальных услуг в России существует и уже сегодня может приносить прибыль. Нужны инвестиции и их грамотный маркетинг. До 2003 года в "коммуналку" шли займы мировых финансовых организаций, в частности Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Одно из последних соглашений 2002 года - заем МБРР, который планировалось потратить на реконструкцию систем городского теплоснабжения (в 9 городах) и городского водоснабжения и канализации (в 14 городах) на общую сумму 207,5 млн долларов. Конечными заемщиками в этом договоре всякий раз выступали муниципальные образования и коммунальные предприятия. Однако кредиты оказались для муниципальных образований непосильным бременем. Приход частников и получастников типа РАО "ЕЭС России" в коммунальный бизнес был вызван неумением муниципалитетов работать в условиях рынка. Но и частники - не панацея, по-прежнему не решено множество вопросов, в том числе правового характера, реформирования ЖКХ. До сих пор непонятно, что из имущества можно им продавать, а что - только сдавать в аренду. Неясно по большому счету и главное: по каким принципам выстраивать отношения между муниципалитетами и бизнесом, чтобы они не нанесли ущерб ни одной из сторон. По словам председателя правления ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) Сергея Яшечкина, в руководимой им компании разработан план, который позволит эффективно распорядиться средствами для вывода ЖКХ из кризиса. План предусматривает аренду жилищно-коммунального хозяйства на условиях сохранения действующих тарифов на время организации квалифицированного управления и создания предпосылок для перехода на концессию. По договору арендатор обязан инвестировать средства в конкретные мероприятия, например, в замену инженерных коммуникаций, модернизацию жилищного фонда, новое оборудование. Этот план показался властям привлекательным, и 27 субъектов РФ и муниципальных образований в 2003 году подписали соглашения о сотрудничестве с ОАО "Российские коммунальные системы". Это сегодня самый масштабный для России приход бизнеса в ЖКХ. РКС ни больше ни меньше претендуют на звание национальной компании. Руководство акционерного общества, в частности Сергей Яшечкин, заявляет о стремлении "Российских коммунальных систем" создать национальные стандарты предоставления коммунальных услуг населению.

ОАО "Российские коммунальные системы" было зарегистрировано 29 мая 2003 года. Его учредителями стали РАО "ЕЭС России" (25% уставного капитала компании), АБ "Газпромбанк" (25%), ОАО АКБ "Еврофинанс" (10%), ЗАО "Ренова" (10%), холдинговая компания "Интеррос" (10%), ОАО "Холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" (10%), управляющая компания "ЕвразХолдинг" (10%). Уставный капитал РКС - 1 млрд рублей.

В планах компании учреждение в регионах дочерних структур по управлению местными предприятиями ЖКХ. Согласно бизнес-плану компании, в 2004 году ей будет принадлежать 8% российского рынка коммунальных услуг (пока в стране нет столь крупной концентрации этого сектора экономики в одних руках). Уже весной этого года "Российские коммунальные системы" намерены собрать 30 млрд рублей выручки из прогнозируемых 700 млрд. А до 2009 года компания планирует вложить в коммунальную сферу около 700 млн долларов собственных средств.

Что же касается географии, то пока РКС сегодня больше освоили европейскую часть России. В Сибири компанию встретили настороженно. Только два региона подписали соглашение: Алтайский край и Томская область. С Кемеровской и Омской областями, а также с Красноярским краем идут переговоры.

Своя рубашка ближе

Региональные власти в большинстве своем планы по преобразованию сферы ЖКХ связывают с местными энергокомпаниями. Например, мэрия Новосибирска рассчитывает на поддержку "Новосибирскэнерго". В августе минувшего года в этом направлении был сделан первый шаг - подписано соглашение о создании теплотранспортной компании "Новосибирскгортеплоэнерго". Ее учредителями на паритетных началах выступили муниципалитет и "Новосибирскэнерго". Вновь созданному обществу на условиях аренды в управление отданы теплосети. Централизация их обслуживания, по мысли авторов проекта, позволит городу минимизировать потери тепла при его транспортировке и оптимизировать содержание и ремонт магистральных и внутриквартальных теплотрасс, которых в городе в общей сложности 1212 км. Затем, на тех же условиях партнерства, городские власти совместно с "Новосибирскэнерго" намерены создать управляющую структуру, которой будут переданы все остальные объекты ЖКХ.

В начале 2003 года "Иркутскэнерго" получило в аренду тепловые сети Ангарска, теперь энергетики хотят снабжать теплом все крупнейшие города региона. Подписано соглашение с Братском о создании теплосбытового предприятия. Около половины тепловых сетей Братска находятся в муниципальной собственности, и "Иркутскэнерго" возьмет их в аренду на 15 лет. По словам директора "Энергосбыта", входящего в структуру "Иркутскэнерго", Виктора Николаева, компания обеспечивает теплом 10 городов Иркутской области с общим населением около 2 млн человек. При нынешних тарифах объем рынка можно оценить в 4,5 млрд рублей - это около 10% выручки компании. Энергетики ведут переговоры об аренде тепловых сетей с властями Иркутска, Саянска, Усть-Илимска, Черемхова и Шелехова.

В Кемерове и Березовске активы энерго- и водоснабжения получило ООО "Северо-Кузбасская энергетическая компания". Эта структура создана угольной компанией "Черниговец" для работы на кемеровском рынке коммунальных услуг. В первоначальных планах компании - вложить в полученное имущество 90 млн рублей. Городские электросети Новокузнецка с июня 2003 года взяты в аренду ООО "Металлэнергофинанс" (МЭФ), подконтрольным "ЕвразХолдингу". Руководство МЭФ заявило о планах заключить договоры на обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей Новокузнецка и Таштагола, котельных и теплосетей Шерегеша и Каза (Кемеровская область).

В Алтайском крае ОАО "Алтайгазсервис" заключило договор на предоставление коммунальных услуг с Ельцовским районом, там вся система жилищно-коммунального хозяйства отдана газовикам на правах аренды. В Рубцовске подписано соглашение об обслуживании и эксплуатации ТЭЦ Алтайского тракторного завода (АТЗ) с новосибирской промышленно-коммерческой группой РАТМ (одно из основных направлений ее деятельности - поставки топлива). По замыслу инициаторов проекта, в Рубцовске будет создана теплоэнергетическая компания, объединяющая в своем составе муниципальные теплосети и генерирующие мощности АТЗ, которые в настоящее время обеспечивают теплом 2/3 объектов Рубцовска.

В Омске муниципалитетом еще два года назад была создана "Омская энергетическая компания". Муниципальные предприятия "Теплокоммунэнерго" и "Омскэлектро" объединили свои сбытовые структуры. А функция управляющей компании всего теплоэнергетического комплекса города была отдана АО "Омская региональная энергетическая компания". Сегодня эта структура составляет серьезную конкуренцию предприятию большой энергетики - "Омскэнерго".

Когда в товарищах согласья нет

ОАО "Томские коммунальные системы" (ТКС) и мэрия Томска подписали соглашение о передаче в возмездную аренду ТКС на 11 месяцев имущественного комплекса трех крупных муниципальных предприятий - ЗАО "Горэлектросети", МУП "Томскводоканал" и МУП "Томсктеплосети". Однако компания "Томскэнерго" подняла вопрос о задолженности городских электро- и теплосетей (около 600 млн рублей). Предложение ТКС провести реструктуризацию задолженности муниципальных предприятий вызвало бурю эмоций. Энергетики заявили о неприемлемости такого варианта развития ситуации, губернатор Виктор Кресс пригрозил расторжением договора. Впрочем, вскоре страсти улеглись. Конфликт разрешился, все заинтересованные стороны подписали соглашение о сотрудничестве.

По словам генерального директора "Томских коммунальных систем" Сергея Лазарева, за счет внедрения новой системы управления уже в первый год работы компания планирует добиться 20-процентной экономии на издержках. Сэкономленные средства предлагается направить в виде инвестиционных отчислений на улучшение состояния объектов тепло-, электро- и водоснабжения.

В Алтайском крае подписан договор о передаче тепловых сетей города Барнаула в аренду ОАО "Алтайские коммунальные системы" (АКС). Губернатор Александр Суриков (теперь уже бывший) на одной из пресс-конференций высказал опасение, что РКС пришли в край за региональными деньгами и не более того. После этого отношения между краевой администрацией и "дочкой" РКС оказались натянутыми. Власть ожидала немедленного привлечения инвестиций. АКС прежде решили сделать технологическую, экономическую, правовую, финансовую оценку полученного в аренду хозяйства. Одновременно, впрочем, началось и вложение средств. По данным АКС, за два месяца произведены капитальные ремонты тепловых сетей и оборудования на сумму около 6 млн рублей.

Тяжелое наследство

Впрочем, несколько "но" портят картину возможного взаимовыгодного "брачного контракта": ЖКХ + бизнес. Во-первых, это дебиторская и кредиторская задолженности жилищно-коммунального хозяйства. Согласно последней информации Госстроя России, долги коммунальщиков достигли 196 млрд рублей. В правительстве готовят предложения о порядке финансового оздоровления предприятий коммунального сектора. Банкротство и продажа имущества рассматривается как вариант дальнейшего развития событий.

Чиновники в регионах, в частности первый заместитель мэра Новосибирска Владимир Анисимов, вспоминая историю долга (а возник он исключительно по причине недофинансирования системы ЖКХ со стороны администраций разных уровней), вообще сомневаются в устойчивости рынка коммунальных услуг, пока существуют бюджетные дотации "коммуналке". По его мнению, только к 2010 году (этот год обозначен как год выхода жилищно-коммунального сектора на самоокупаемость) рынок коммунальных услуг может стать по-настоящему интересным инвесторам.

Другая причина, по которой окончательный вариант "брачного контракта" может быть не подписан, - высокая изношенность сетей и оборудования ЖКХ. По оценке специалистов, в среднем она составляет 60%. Пятнадцать лет недофинансирования сектора ЖКХ, неоправданная экономия на капитальных вложениях привела эту сферу экономики к настоящему системному кризису.

По мнению заместителя председателя исполкома МА "Сибирское соглашение" Владимира Кулькова, отчитываясь о подготовке к зиме, предприятия говорят, что сегодня они меняют 0,4-0,5% оборудования и сетей. А нужно производить замену 4-5%, то есть фактически выполняется десятая часть необходимых работ.

К аналогичному выводу после технического аудита магистральных тепловых сетей Барнаула пришло и руководство АКС. По оценке генерального директора компании Андрея Рыжова, сети находятся на пределе возможностей, износ составляет 70%.

Еще одно "но", пожалуй самое главное: сегодня по-прежнему не решена правовая сторона реформирования ЖКХ. На уровне правительства идут споры по двум вопросам: что из имущества жилищно-коммунального хозяйства можно продавать, а что - только сдавать в аренду, и вообще, по какому принципу, по какой модели выстраивать отношения между муниципалитетом и бизнесом.

Ученые предлагают несколько вариантов разрешения споров. Это мнение Сергея Сиваева, директора направления "Городское хозяйство" Института экономики города: "В мировой практике существуют случаи, когда объекты коммунальной инфраструктуры находятся в частной собственности. Например, в Англии все системы водоснабжения и водоотведения принадлежат семи частным компаниям. Но таких примеров немного".

Гораздо чаще встречаются другие модели коммерциализации коммунального сектора. Немецкая модель включает объекты ЖКХ в уставный капитал акционерных обществ в качестве вклада муниципалитета. При этом, как правило, у местной власти находится в собственности от 50% плюс одна акция до 100% акций. Для России в целом и для создаваемых РКС этот вариант не очень подходит, так как он предусматривает сохранение контроля за компанией со стороны публичной власти, а значит, менеджмент оказывается в сильной политической зависимости и риски инвесторов увеличиваются.

Французская модель предполагает передачу муниципального коммунального имущества в управление частной компании на основании долгосрочного (до 30-50 лет) концессионного соглашения. Такое соглашение может предусматривать право собственности инвестора как на передаваемое в концессию имущество, так и на все вновь создаваемые объекты, но по завершении установленного срока данное право прекращается и любое имущество подлежит безусловному возврату в государственную или муниципальную собственность.

Таким образом, муниципалитет, минимизируя свои расходы по содержанию и модернизации принадлежащих ему коммунальных объектов, не лишается навсегда имущества, а инвестор в течение срока действия соглашения экономически заинтересован в его развитии и поддержании в надлежащем состоянии, так как протекающие трубы никогда не позволят окупить вложенные инвестиции.

Российским вариантом реформы ЖКХ, скорее всего, станет французская модель - концессионные соглашения. Уже сегодня есть случаи заключения договоров аренды на 49 лет с правом распоряжаться имуществом (кроме продажи, разумеется) и получать, используя это имущество, прибыль. По подсчетам специалистов, деньги, вложенные в модернизацию котельной, вернутся хозяину уже через два-четыре года, в центральный тепловой пункт - через год-другой. Медленнее всего окупаются затраты на сети - в течение 10-12 лет.

Цена вопроса

Полная модернизация всех основных фондов ЖКХ Алтайского края сегодня стоит 31 млрд рублей, это больше двух краевых бюджетов (на 2003 год он был утвержден в пределах 13,2 млрд рублей).

Нет возможности решить проблему капитальных вложений, а значит, и дальнейшей жизни системы и на федеральном уровне. На одну только инвентаризацию всей инфраструктуры ЖКХ сегодня требуется 9 млрд рублей, поскольку около 20% сетей жилищно-коммунального хозяйства бесхозны. Сумму требуемых капитальных вложений для всей России сегодня называют весьма приблизительно. По оценке правительства РФ, в течение ближайших пяти лет ЖКХ на модернизацию и реконструкцию потребуется 300 млрд рублей.

Но самое интересное, что с января 2006 года вступает в силу закон "О местном самоуправлении", и тогда муниципалитеты сами будут нести ответственность за работу ЖКХ. В настоящее время треть бюджета муниципального образования идет на содержание коммунального хозяйства.

Вложения бизнеса пока незначительны. В прошлом году, например от РКС, поступило не больше 200 млн рублей. Активным участникам рынка коммунальных услуг - энергетикам и газовикам - ЖКХ задолжало существенные суммы: РАО "ЕЭС России" - 40 млрд рублей, "Газпрому" - 25 млрд. Существует версия, что эти инвесторы пришли за своими деньгами. Опыт Иркутской области - яркий тому пример. С начала 2003 года все тепловые сети одного из крупных городов области, Ангарска, принадлежат "дочке" ОАО "Иркутскэнерго" - ООО "Ангарская теплосбытовая компания". Несмотря на дальнейший рост тарифов, собираемость платы вскоре выросла. В январе потребители оплатили 8%, в марте - уже 60%, в июле - 120% (должники начали погашать долги).

Чем завершится хождение по мукам ЖКХ - во многом будет зависеть от развития ситуации с погашением долгов, принятием соответствующих поправок и нормативных актов. А не случится перемен - тогда ЖКХ останется источником проблем для населения.