Кому доверить бухгалтерию

Ольга Шадрина
19 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

Для бизнесмена способность делегировать полномочия - экзамен на зрелость. Аутсорсинг - как раз один из способов передачи функций от одной компании к другой

Законодателем в сфере аутсорсинга в Красноярске называют агентство бухгалтерских услуг Реноме. Его директор Равиль Алеев считает, что именно ему удалось всколыхнуть рынок услуг, что он одним из первых в Красноярске "придумал" аутсорсинг.

"Вообще-то я это иностранное слово никогда не использую, - с ходу говорит мне Равиль. - Что такое аутсорсинг? Кто у нас об этом знает? У меня все просто, по-русски: агентство бухгалтерских услуг "Реноме". Я сам узнал о существовании такого термина только год назад. Тогда я и заинтересовался этим, стал искать статьи, изучать. Понял, чем занимаюсь с точки зрения экономической теории. Идею подсказала сама жизнь".

Изобрести велосипед

"Я зарегистрировался как предприниматель в 1995 году, - рассказывает Равиль. - Тогда в основном все торговлей занимались. Вот и я решил, как все. Но когда сделал первые бухгалтерские отчеты и огляделся вокруг, понял, что на оформлении самых простых документов для налоговой инспекции можно зарабатывать неплохие деньги".

Четыре месяца в году, с 1 января по 30 апреля, когда нужно сдавать налоговые декларации о доходах, от желающих воспользоваться помощью в оформлении необходимой отчетности отбоя не было. Многие предприниматели, хорошо освоившие искусство торговли и умеющие в уме мгновенно просчитать выгодность той или иной сделки, с бухгалтерской наукой в виде правильного ведения документации не ладили. Зато щедро платили тем, кто мог их выручить. Стоимость такой услуги, как заполнение декларации, по словам Равиля Алеева, доходила до 20 тыс. рублей. По тем временам деньги немалые. Можно было развернуться. Но свои коррективы внес дефолт 1998 года.

Как и многим, Равилю Алееву пришлось все начинать с начала. Однако, в отличие от утраченного капитала, идея создать центр услуг, где бы любой предприниматель мог получить квалифицированную помощь бухгалтера, юриста, специалиста по кадрам или системного администратора, кризис благополучно пережила и только окрепла.

Сначала прямо на капоте машины Равиль вновь подписывал договоры на обслуживание. В 2001 году было официально зарегистрировано частное предприятие, а через полгода он арендовал офис. 14 марта 2002 года ЧП было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью - агентство бухгалтерских услуг "Реноме".

"Чтобы начать дело, пришлось занять 300 долларов у родственников. Затем вынужден был продать машину. И только год назад мы начали получать прибыль. У меня сегодня даже машины нет! - говорит Равиль. - В 2002 году наши доходы были незначительны, всего несколько десятков тысяч, 2003-й принес нам 2,5 млн рублей, а в этом году по итогам первого квартала - уже миллион. Дело развивается".

Клиент клиенту рознь

Кстати, о клиентах. У "Реноме" на этот счет свои взгляды. Алеев во время беседы то и дело акцентирует мое внимание на том, что он - за честный бизнес. Мол, должен государству - отдай! А разговоры о непосильном налоговом бремени - выдумки нерадивых предпринимателей. Разве это много - 20-30%? От миллиона - всего 300 тыс. Для государства их не жалко. И сон спокойный приятнее. Вот такая позиция. Не зря ведь дали фирме название "Реноме", что в переводе с французского означает "мнение", "репутация".

Агентство бухгалтерских услуг своим реноме дорожит.

"Наш клиент - приверженец правил. Образцовая бухгалтерия, полный расчет по налогам, без "черных" касс и оффшорных зон. С теми, кто думает по-другому, я сразу прощаюсь. Мне эти проблемы не нужны", - поясняет Равиль.

Сейчас на обслуживании у "Реноме" 75 юридических лиц и частных предприятий. По итогам 2003 года было 50, а 2002 год агентство провожало всего с 10 клиентами. В правилах Алеева не заключать сразу долгосрочных договоров. Первое знакомство обычно завершается соглашением о сотрудничестве на три месяца. Стоимость услуг определяется в пределах 3 тыс. рублей, в то время как для постоянных клиентов от 5 до 8 тыс. рублей в месяц в зависимости от объемов работы. "Сначала нужно приглядеться", - считает Равиль. После испытательного срока либо заключается договор на постоянное обслуживание, либо стороны расстаются.

Искусство считать деньги

Равиль Алеев уверен, что компаниям и предпринимателям гораздо выгоднее пользоваться услугами "Реноме", нежели держать полный штат бухгалтеров. В случае сотрудничества с агентством для предприятия достаточно одного-двух человек для оформления хозяйственных операций. Если иметь свою бухгалтерию, то только одному сотруднику, в зависимости от опыта работы, нужно платить от 5 до 15 тыс. рублей в месяц. Добавьте к этому расходы на налоги, социальные платежи, рабочее место. В общем, выгода очевидна. Сегодня многие предприниматели прекрасно это понимают.

"В "Рок-Пиларсе", это наше местное предприятие, которое занимается пошивом пуховиков, работало поначалу 13 бухгалтеров, - рассказывает Равиль. - Они вели всю отчетность. Пришли мы, оптимизировали работу, и в результате там остались только два человека и наш куратор. На мой взгляд, на сэкономленные деньги лучше нанять финансового или коммерческого директора. Человека, который не просто будет сводить балансы, а займется развитием бизнеса. Тем более что от наших клиентов только-то и требуется, что вовремя отправлять счета-фактуры. Вся остальная работа - за нами".

Деньги - не цель, а средство

Офис у "Реноме" вполне обычный: мебель, компьютеры, ковровое покрытие. Теснота. Похоже, огромный холл был перегорожен временными стенами, поделен на комнату для сотрудников, приемную и кабинет директора. Мебель, правда, дорогая, техника самая современная. Равиль мне поясняет, что каждое рабочее место ему обходится примерно в 30 тыс. рублей, но денег не жалко. С одной стороны, это нужно для удобства сотрудников, с другой - формирует имидж компании. Представительный офис внушает клиенту и уважение, и доверие.

"Можно бы, конечно, жить скромнее, - говорит Алеев. - Но экономить - не в моих правилах. Я вообще к деньгам отношусь легко. По большому счету они мне не нужны".

"Странно, - говорю я в ответ, - а зачем же тогда вам собственное дело? Ради чего все это? В бизнес же идут за состоянием, благополучием"

"Нет, - отвечает мне Алеев, - в бизнес идут ради движения. Пока я иду вперед, я живу. А как остановлюсь, разве ж это будет жизнь? Я и вещи дорогие себе покупаю только потому, что статус обязывает. И машину хочу приобрести, потому что привык рулить. А так ничего мне особенного и не требуется".

Планов громадье

В феврале "Реноме" стало региональным представителем екатеринбургской производственной фирмы "СКБ Контур". Эта компания - автор системы защищенного электронного документооборота "Контур-Экстерн", с помощью которой юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обмениваться юридически значимыми электронными документами с налоговыми органами через Интернет. В результате теперь на рынке Красноярска две системы электронного документооборота: общефедеральная, которую предлагает Министерство по налогам и сборам РФ "Налогоплательщик юридических лиц", и альтернативная "Контур-Экстерн". В России система фирмы "СКБ Контур" функционирует с 10 января прошлого года, за это время абонентами системы стали более 5 тыс. организаций и предпринимателей. В Красноярске их пока только 50 - это клиенты "Реноме".

"Подключение, конечно, не бесплатное, - рассказывает Равиль. - Клиенты возмущаются. Я каждого сегодня прошу заплатить за "Контур-Экстерн" по 3 тыс. рублей. Ведь мне уже пришлось за всех отдать 150 тыс. рублей! А они мне в ответ: "Это же для вашего удобства. Почему мы должны платить?" Не понимают еще, что в скором времени вся страна будет пользоваться только электронной системой. И мы планируем в ближайшее время с "Контур-Экстерном" выйти на весь Красноярский край. Представляете, какой рынок?!" Еще один проект "Реноме" - создание на площадках торговых центров филиалов агентства бухгалтерских услуг, своеобразных пунктов по приему документов и платежей в бюджеты разных уровней. Многие предприниматели получат возможность, не отходя от своих рабочих мест, решать проблемы с ведением бухгалтерской отчетности и проводить все необходимые платежи. Расценки относительно невысоки: в год для частного предприятия, где нет наемных рабочих, - 6,6 тыс. рублей, для остальных - 13,2 тыс. То есть 500-1000 рублей в месяц.

По подсчетам Равиля, этот проект увеличит число клиентов как минимум в десять раз, поскольку под крышей каждого красноярского торгового центра работают по 200-250 предпринимателей. К концу года (а сам проект, по прогнозам руководства "Реноме", должен заработать уже летом) в агентстве будут обслуживаться не 75, а как минимум 500 частных предприятий и юридических лиц. А еще Алеев намерен заняться кредитованием малого бизнеса: "Как раз сейчас веду переговоры с банками. Ищу партнеров. Буду у них оформлять кредиты по миллиону - по два и раздавать их своим клиентам. Им ведь много не надо, а 100-200 тыс. рублей торговому предприятию всегда кстати. Банковские структуры обычно не очень охотно работают с такими клиентами, прибыль минимальна, а трудовых затрат столько же, сколько и при оформлении миллиона. Это и документы, и проверки кредитующегося предприятия. У меня все будет проще, без проверок, поскольку в нашем агентстве бухгалтерия каждого как на ладони".

"И сколько за эти услуги будете брать?" - вежливо интересуюсь я. "А вот тут и начинается бизнес! - загадочно отвечает мне Равиль. - Нисколько. Ни копейки не возьму! Зато в городе все больше будут говорить о том, что есть такое "Реноме", агентство бухгалтерских услуг, которое не только отлично ведет все бухгалтерское сопровождение, но и дает микрокредиты своим клиентам!"

Ольга Барашкова, генеральный директор ООО "Консалтинговая компания "Сибэкспертиза", новосибирский офис АКГ "РСМ Топ-Аудит"

Ольга

В Сибири рынок финансового аутсорсинга до сих пор развит неважно. Сказываются некоторые предубеждения деловых людей - у нас пока боятся передоверять ведение финансовых документов специализированным организациям, опасаясь утечки информации к конкурентам, в фискальные органы, к криминальным структурам. Развитию аутсорсинга мешает прежде всего то, что львиная доля бизнеса находится по-прежнему "в тени" - до 25%, по официальным данным. Ведение же, например, бухгалтерской отчетности сторонней компанией предполагает полную "прозрачность" и законопослушность предприятия, пригласившего себе помощника.

Еще одна причина слабого распространения аутсорсинга в Сибири - недостаток информации о нем. О новом виде услуг на финансовом рынке нужно рассказывать чаще и подробнее. Идея с площадками по приему документации и платежей, например, может просто перевернуть мир малого предпринимательства, кардинально облегчить его жизнь, существенно снизить издержки на единицу продукции.

Пока же мы имеем слаборазвитый спрос на подобные услуги и низкие расценки на них. Именно поэтому в Сибири сейчас практически отсутствуют компании, специализирующиеся на аутсорсинге. Как правило, этот вид услуг оказывают консалтинговые или аудиторские фирмы. Для них он носит характер ассортиментного, побочного, развитию которого они не уделяют особого внимания.