Карты, деньги и... бюджет

Бюджетный федерализм в том виде, как он реализуется сегодня, очевидно, служит целям укрепления центральной власти, оставляя регионы на голодном финансовом пайке

Наметившиеся в последнее время тенденции централизации федеральной власти все больше переходят в экономическую и бюджетно-финансовую сферы. Правительственная концепция бюджетного федерализма и изменения в налоговой системе (особенно принятие второй части Налогового кодекса и Закона о федеральном бюджете) привели к серьезному перераспределению доходов в пользу центра, значительно ослабив экономические позиции субъектов Федерации, в том числе регионов-доноров. При этом Москва зарезервировала за собой те налоги, которые относительно легко собираются, оставив регионам право взимать проблемные налоговые платежи. Как это происходит, хорошо видно на примере Томской области.

Как поворачивают нефтяные реки

В среде томских руководителей нередко можно услышать, что те ветры, которые дуют сегодня в сфере межбюджетных отношений, никак не наполняют паруса стимулов развития тех или иных отраслей экономики на местах. Неизвестно, какие из них приглянутся завтра центру и каким образом он распределит налоговые доходы.

Основные параметры федерального бюджета РФ на 2004 год выглядят так. Доходы утверждены в сумме 2742,9 млрд рублей, расходы - в размере 2659,5 млрд рублей. Профицит бюджета (83,4 млрд рублей) предполагается направить на формирование Стабилизационного фонда. При этом прогнозируемый объем ВВП составит 15,3 трлн рублей. Рост ВВП запланирован на уровне 5,2%, а уровень инфляции - на уровне 10%.

Наибольшую критику со стороны членов Совета Федерации и региональных руководителей вызвала модель межбюджетных отношений, в соответствии с которой с 1 января 2004 года отменены налог с продаж вместе с рядом местных налогов и в пользу центра перераспределены налоговые потоки из нефтегазовой промышленности. Федеральное правительство считает, что оно компенсировало выпадающие доходы за счет передачи регионам дополнительного 1% от ставки налога на прибыль, а также в полном объеме сборов по налогам с малого бизнеса, акцизу на алкогольные напитки и налогу на игорный бизнес.

Особенно болезненно новый порядок межбюджетных отношений ударил по нефтегазовому "благополучию" российских регионов. Так, снижение региональной доли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) лишит Ханты-Мансийский округ 50% его поступлений, Ямало-Ненецкий округ - 30%, Татарстан и Томскую область - примерно 20%. Глава департамента финансов Администрации Томской области Александр Феденев заявил, что если в 1998 году Москва забирала 31% налогов, собираемых на территории области, то в 2004 году эта цифра составит уже 60% и, скорее всего, 65-70% - в 2005-м.

По итогам 2003 года, добыча нефти достигла рекордной отметки за всю историю томской нефтедобычи - 17 млн тонн. Заметим, что рекорд поставлен очень своевременно - в условиях высоких мировых цен на нефть. Достаточно активно реализуется в области и газовая программа, насчитывающая 10 лет с момента своего старта. Вроде бы самое время для получения определенных дивидендов... Но их очень исправно, и не только годовые, но и промежуточные, получают лишь акционеры ЮКОСа. А вот в бюджете Томской области налог на добычу нефти и газа - уже давно не главный, а самый рядовой "кусок пирога". По нефтяному НДПИ доля области снижена в последние годы с 40% до 14,4%, а по газу с 1 января 2004 года она вообще равняется нулю.

Новое бюджетное топливо

Зато на территории Томской области теперь остается вся сумма налога на игорный бизнес, которую раньше федеральный центр забирал себе. Можно ли нормально жить и развиваться на новые налоги? Посмотрим. В бюджете Томской области на 2004 год доходы от налога на игорный бизнес запланированы в сумме 12,8 млн рублей, что составит около 0,13% всех доходов. Был бы Томск международным морским портом, как, например, Калининград, можно было бы попытаться извлечь из этого выгоду. Как известно, законодатели Калининградской области отреагировали на новацию центра, увеличив ставку налога в 5 раз, что обеспечило населению приемлемое существование за счет азартных туристов и матросов со всего света. Но Томск - город студентов и преподавателей, которые если и проявляют азарт, то в сфере приобретения знаний. Кроме того, рулетка им просто не по карману. Поэтому развивать в Томске игорный бизнес - все равно что выращивать кукурузу в тундре.

Что же касается поступлений в областную казну от акцизов, то их роль в бюджетной экономике вновь резко повышается после временного спада в 2002-2003 годах. Полностью на областной уровень переданы суммы акцизных сборов по алкогольной продукции. Какие здесь перспективы? В принципе, в "алкогольной промышленности" Томская область полностью повторяет общероссийские тенденции. По словам заместителя председателя облкомстата Марины Макаровой, в производстве водки за 11 месяцев 2003 года отмечен небольшой спад - порядка 0,2%. Зато резко вырос выпуск пива - на целых 35,6%. По плану на 2004 год акцизные доходы должны принести внушительную сумму - 980 млн рублей, что составит 10% от доходов областного бюджета. Для сравнения: по тому же плану поступления по НДПИ составят сопоставимую сумму - 1 млрд рублей, или 11% от доходов. Именно это сравнение позволило томичам сделать вывод о появлении в области нового "бюджетного топлива".

Прибавить - значит отнять

В итоге реализации главного финансового документа страны в сфере межбюджетных отношений выпадающие доходы за счет перераспределения НДПИ и отмены местных налогов в Томской области составят в текущем году почти 1,6 млрд рублей. Правительство обещает компенсировать лишь 350 млн рублей. В результате впервые за последние годы область планирует начать финансовый год с рекордным дефицитом бюджета - 1,01 млрд рублей. Резкий рост дефицита бюджета Томской области в текущем году (его сумма выросла в 3,6 раза по сравнению с 2003 годом) происходит на фоне не менее резкого (в 2 раза) сокращения бюджетных вливаний в инвестиционную и инновационную деятельность (823 млн рублей в 2004 году против 1,7 млрд в 2003-м). При этом текущие расходы бюджета вырастут на 9%. Цифра выглядит незначительной, если принимать во внимание два момента. Во-первых, ожидаемый уровень инфляции в этом году - около 10%. Однако такой оптимистичный прогноз ставит под сомнение первый заместитель губернатора Томской области Вячеслав Наговицын - по его оценке, инфляция достигнет 17%. Во-вторых, регионы обязаны обеспечить решение Правительства РФ о повышении зарплаты бюджетникам с 1 октября 2003 года на 33%.

По данным Минфина России, дополнительные расходы федерального бюджета на эти цели в 2004 году составят 73,2 млрд рублей, а расходы региональных бюджетов будут еще больше - 89,9 млрд рублей. Но соответствующая финансовая помощь для субъектов Москвой не предусмотрена. По информации Счетной палаты РФ, ожидаемый рост дефицитности региональных бюджетов не предполагает компенсации из федерального бюджета. Напротив, эти объемы даже уменьшатся. Так, Томская область в 2003 году получила финансовую поддержку из центра в размере 2,5 млрд рублей (25,3% от бюджетных доходов области), а в 2004 году сумма снизится до 1,8 млрд рублей (18,8%).

В результате доля оплаты труда с начислениями в расходах региональных бюджетов составит не менее 30%. Если добавить к этой цифре долю в бюджете, приходящуюся на финансирование различных льгот (также порядка 30%), то несложно сделать вывод - региональным властям, уже не говоря о муниципалитетах, предписывается роль "больших" собесов.

Еще одна причина, по которой мелеют региональные налоговые потоки, заключается в передаче крупнейших налогоплательщиков области в центр. По итогам 9 месяцев 2003 года в Томской области на фоне уверенного роста производства в топливной промышленности (на 31,9%) одновременно произошло значительное снижение налоговых поступлений из отрасли (на 17%). Почему? Ответ прост. В межрегиональные инспекции по налогам и сборам отошли ОАО " Томскнефть" (базовая нефтедобывающая структура НК " ЮКОС" в области) и ОАО "Востокгазпром" (на базе которого реализуется областная газовая программа). Кроме того, крупный налогоплательщик ООО "Стрежевской НПЗ"с 1 января 2003 года оказывает услуги по переработке нефти из давальческого сырья и поставляет продукцию компании " Фаргойл", которое находится на территории другого субъекта РФ, а значит там и уплачивает акциз.

В итоге деньги утекают "в теплые края", а томичи остаются, как говорится, с носом, покрасневшим от сибирских морозов.

Наталья Оцепова, главный налоговый инспектор отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений УМНС России по Томской области, советник налоговой службы РФ третьего ранга

Наталья ОцеповаВ последнее время нередко приходится слышать, что региональные власти уделяют недостаточное внимание увеличению неналоговых доходов. К числу последних, как известно, относятся доходы от сдачи в аренду государственного имущества, от деятельности государственных предприятий, административные платежи и сборы. Вряд ли этот упрек справедлив. Во всяком случае, к томичам он не относится. Например, областная Дума приняла закон "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование" в декабре 2003 года.

Но можно ли, сделав ставку на неналоговые доходы, радикально улучшить финансовую ситуацию в регионах? Конечно, нет. Об этом свидетельствует современная российская ситуация и зарубежный опыт. Например, из общей суммы доходов бюджета Томской области практически 80% составляют налоговые, что полностью совпадает с тенденциями и на уровне федерального бюджета. Зарубежный опыт также ярко демонстрирует тот факт, что доходы местных бюджетов складываются прежде всего из налоговых доходов и субсидий правительства, и в гораздо меньшей степени - из неналоговых доходов. В США местные налоги и субсидии правительства составляют в структуре бюджетов штатов 65% и 23% соответственно, в Англии 36% и 30%, в Японии 33% и 40%. Таким образом, правительства этих государств не только способствуют бюджетному наполнению территорий за счет местных налогов, но и поддерживают их прямыми субсидиями, которые, как в случае с Японией, даже превышают размеры местных налоговых поступлений.

Анализ бюджетной системы 2002 года свидетельствует, что удельный вес налоговых поступлений от промышленности снизился до 54,6% от всех налоговых доходов. Доля топливной промышленности упала с 37,2% до 28%. Это произошло на фоне увеличения объемов добычи и роста цен на нефть на мировом рынке. Казалось бы, Томская область должна была выиграть, но выиграл центр.

Кроме того, со второго полугодия 2002 года все федеральные платежи от компании "Томскнефть ВНК", в том числе по НДПИ, не поступают в бюджет Томской области, а сразу направляются непосредственно в центр - в связи с постановкой компании на налоговый учет в Межрегиональную ИМНС России. Формально доля федерального бюджета в областном консолидированном бюджете снижается, хотя фактически она неуклонно растет.