Господин оформитель

В Сибири, где издаются в основном заказные издания, книжным графикам приходится осваивать смежные специальности

В России к работе книжных художников относятся скорее как к производственному труду, а не как к творчеству. Неудивительно, что всеобщее признание или звание "Заслуженный художник" среди них имеют немногие. О том, какое место занимает в издательском бизнесе художник сегодня, рассказывает кемеровский книжный график Василий Кравчук, получивший в мае 2004 года звание "Заслуженный художник РФ" за заслуги в области искусства.

- Считается, что художественная литература издается только в Москве и Санкт-Петербурге, а региональные издательства ориентированы на деловую, учебную литературу и заказные, в основном презентационного характера, книги. Как вы оцениваете ситуацию в Кузбассе?

- Конечно, превалируют заказные книги. В Кемерове эта деятельность еще как-то ведется в отличие от многих областей, где вовсе ничего не издают. Сегодня книг кемеровчан выходит меньше, чем 5 лет назад. Раньше авторы могли спокойно жить от книжки до книжки - на гонорар. Теперь же тираж, за исключением определенного количества экземпляров, рассылаемых по библиотекам, выдается на руки, и писатели реализуют его так, как хотят. Больших денег это, как правило, не приносит.

В марте 2004 года в Москве состоялась выставка "Книги России", которая лишний раз продемонстрировала, что в регионах книгоиздание не развивается. На этот форум были приглашены руководители всех типографий, а присутствовали представители лишь 30 российских регионов. Только 10 регионов были названы успешными в книжном бизнесе. Между прочим, Сибирь неплохо выглядела на общем фоне, особенно Иркутск, Красноярск, Кемерово, чуть похуже - Барнаул и совсем слабо - Томск. Новосибирские компании приглашение проигнорировали, хотя им было что показать.

Главным условием участия в выставке было издание книг именно в регионе, а не за его пределами. Лучше всего на выставке были представлены Москва и Санкт-Петербург. В этих городах много компаний, которые издают художественную литературу качественно. Там работают опытные специалисты, знающие толк в оформлении книг. Правда, бестселлеры в этом ряду выглядят довольно невзрачно - душераздирающий рисунок на обложке, серая бумага, на которой плохо читается текст.

- В каком качестве вы участвуете в книгоиздании сейчас?

- Я выступаю как художник-оформитель и автор макета. Основной стимул в этой работе, конечно, заработок. Кстати, с заказчиками я легко срабатываюсь. Оформляя книгу, каждый раз пытаюсь найти какой-то свой ход. Например, работая над книгой "Финансовая служба Кузбасса", я использовал и пейзажные фотографии, и промышленные кадры, потому что финансы - это такая субстанция, которая пронизывает все. Колера выбрали разные для каждого раздела - "под цвет денег".

В презентационных изданиях, на мой взгляд, нельзя размещать одни лица: читатель посмотрит одну группу портретов, вторую и закроет книгу - незнакомые люди ему неинтересны. Я видел подобные книги, посвященные, к примеру, Западно-Сибирской железной дороге, предприятию "Кокс", таких ошибок стараюсь не повторять.

- Много ли книг издается на спонсорские деньги?

- Немного. Был редкий случай - выпустили сборник работ нашего художника Виктора Зевакина, а спонсором выступила областная администрация. Кстати, пока альбомы имеют только два художника: Зевакин и я. Мой - "Я рисую книгу" - вышел в конце прошлого года. Планируется напечатать сборник Владимира Сотникова к его 75-летию, но это издание трудно назвать полноценным альбомом хотя бы потому, что у него будет мягкая обложка. Его макет уже находится в типографии, но пока деньги не пришли - никто ничего печатать не будет (тираж в 500 книг по 64 страницы каждая стоит 115 тыс. рублей). Дорогие книжки - далеко не каждый художник может себе это позволить. Для издания библиографической книги "Художники Кемерова" городская администрация привлекала меценатов.

Промышленные предприятия за книги о себе платят сами. Областная администрация, если она что-то заказывает, как правило, привлекает спонсоров, чтобы не делать очередной дырки в бюджете. Сейчас она решила заказать областному Союзу писателей хрестоматию местных авторов для школ - большого формата, с рисунками. Передо мной стоит довольно сложная задача: с одной стороны, иллюстрации должны быть художественными, а с другой - соответствовать формату хрестоматии как учебной литературы (издание 1 тыс. экземпляров такой книги на хорошей бумаге будет стоить около 220 тыс. рублей).

С учебной литературой тоже далеко не все гладко. Например, в виде макета лежит уже 7 лет телеутский букварь. Есть вероятность, что он выйдет в Новосибирске. Телеутов в Кемеровской области живет около 2 тыс. человек, шорцев - примерно 10 тыс. Нужно переиздавать для Кузбасса шорский букварь. Он был издан в 1989 году тиражом в 1 тыс. экземпляров и уже пришел в негодность. В свое время на книжных выставках во Франции и в Турции этот букварь получил золотые медали, но на его переиздание денег нет.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас приходится делать в основном презентационные книги?

- Интересный макет - не менее серьезная заслуга художника. Работа книжного графика - благородная, иллюстрации к книгам, графические листы иногда не стыдно и на выставке показать. Конечно, жаль, что сейчас это не востребовано.