Время действовать сообща

Тема недели
Москва, 07.06.2004
«Эксперт Сибирь» №14 (28)
Комментарий редакции

Ситуацию в отечественной легкой промышленности пока рано называть критической. Однако падение объемов производства действительно происходит, и довольно существенное. На мой взгляд, нельзя категорично заявлять, что эта ситуация стала следствием неправильной маркетинговой политики швейников. Предпосылок стагнации несколько.

Одна из причин - мировой кризис индустрии моды. У потребителя исчезли мерила того, что является модной одеждой. Даже у признанных дизайнеров нечетко представлено понятие стиля. Происходит смешение стилей, нет четких критериев того, что следует носить. Поэтому у потребителя и возникает растерянность при выборе одежды и комплектации гардероба. Появился даже специальный термин "столбовой покупатель". Это человек, который ходит по магазинам и готов купить "что-то" из одежды, но не знает, что именно он хочет. Ему требуется помощь стилистов, художников. В магазинах появились полностью одетые манекены, чтобы продемонстрировать покупателю, как ему лучше подбирать гардероб.

Перед швейным предприятием встает аналогичная проблема - как рационально сформировать выпускаемый ассортимент одежды, способный воссоздать модный стиль. Причины сегодняшних трудностей - результат не столько неверной маркетинговой политики, сколько выполнения несвойственных малому швейному предприятию функций. Пять-шесть его специалистов не в состоянии комплексно решать производственные вопросы: одновременно заниматься изучением предпочтений потребителей, проектированием одежды, выпуском качественной продукции, ее реализацией, проведением PR-кампаний. Это по силам только крупным фирмам. А службы, помогающие малым предприятиям ориентироваться в этих вопросах, не дают полноценной и оперативной информации для рациональной работы компаний. Редакционная политика отраслевых журналов зачастую сводится не к анализу проблем индустрии промышленной моды, а к вопросам рекламы.

Малое предприятие может и должно просто производить продукцию. По моей оценке, недостаток крупных швейных предприятий на отечественном рынке не позволяет развиваться торговле. Именно из-за отсутствия на рынке серьезных игроков у нас нет дешевого сырья. Крупные швейные фабрики нужно не разрушать, а совершенствовать, например, модернизировать систему проектирования, организацию производства.

Китайские, турецкие производители сейчас берут российский рынок качеством (в последние годы оно, безусловно, существенно улучшилось) и количеством продукции. Не секрет, что причина низкой себестоимости их одежды - дешевизна рабочей силы и выпуск крупных партий.

Качественную продукцию импортеры научились делать тогда, когда стали много внимания уделять квалификации своих специалистов. У них, как правило, очень хорошее образование, они получают опыт работы уже во время обучения в вузе, постоянно повышают свой уровень в процессе профессиональной деятельности. У нас же выпускники специализированных вузов, колледжей, училищ полноценного опыта практической работы не имеют.

Мне нравится, как развиваются некоторые сибирские швейные производства, в основном средние. Например, менеджеры и дизайнеры новосибирской фирмы "Приз" буквально одержимы работой, они последовательно и настойчиво завоевывают все новые сегменты рынка. Поступательно развивается другая новосибирская компания - Avelon, продукция которой рассчитана на средний ценовой сегмент. Примечателен тот факт, что эти фирмы пришли на рынок более 10 лет назад, но только в последние годы начали добиваться значительных результатов, громко заявлять о себе. Прежде они просто пытались выжить. Это уже не проблема маркетинговой политики отдельного предприятия. Это вопрос государственной поддержки отрасли.

Я считаю, что швейникам нужно как можно чаще проводить совместные акции, объединяться в партнерства, совместными усилиями преодолевать "цеховые" проблемы (к примеру, добиваться снижения арендной платы для производственных площадок). Нужна координация действий при решении проблем реализации продукции, проведении рекламных кампаний.

У партнеров

    Реклама