Символ новосибирского Интернета

Русский бизнес
Москва, 07.06.2004
«Эксперт Сибирь» №14 (28)

Чтобы превратить свою домашнюю интернет-страничку в один из самых коммерчески успешных в России региональных порталов - "Новосибирский городской сайт" (НГС), - Максиму Сидоркину понадобилось около пяти лет. Сегодня генеральный директор ЗАО "НГС" задумывается о том, что будет востребовано сибирскими пользователями Рунета в ближайшие годы

Портал "Новосибирский городской сайт" был основан в марте 1998 года. В его структуру входят около двух десятков сервисов и тематических подразделов: почтовая служба, новости, форум, доска объявлений и другое. В 2003 году НГС вошел в "Топ-100" самых популярных сайтов Рунета за всю историю рейтинга Rambler и до сих пор остается там единственным среди сибирских интернет-проектов. Что считает главной причиной успешности проекта его основатель, ныне гендиректор ЗАО "НГС" Максим Сидоркин?

- Максим, насколько я знаю, до того как создать НГС, вы занимались коммерцией. Как вы пришли в бизнес вообще и в интернет-бизнес, в частности?

- Вообще в бизнес я попал в 1992 году. Страна бурлила, все делали деньги, и я оказался на "барахолке": приятель попросил продать партию сигарет. Это было мое первое открытие. Я понял, что есть бизнес как таковой. Потихоньку освоился. Через несколько месяцев съездил в Ташкент, привез аппарат по производству воздушной кукурузы, стал ее продавать. Потом меня привлекла новая тема - занялся торговлей компакт-дисками: компьютерными играми, программами. Но со временем у меня возникла какая-то нелюбовь к этому делу. Мне стало ясно, что зарабатывать деньги - одно, а делать это с удовольствием - совсем другое. Сам факт зарабатывания любого количества денег - вне зависимости от того, насколько успешно идет бизнес, - еще не является определяющим для того, чтобы им заниматься. Хотелось делать что-то полезное и получать от этого удовлетворение.

Когда я торговал CD-ROM'ами, то постепенно разобрался, что такое компьютеры. До этого имел о них очень слабое представление. А потом появился Интернет. Побродив по Сети около полугода, я подумал: а хорошо бы сделать какой-нибудь проект в рамках города. И в марте 1998 года такой проект стартовал.

- В то время, наверное, мало кто понимал, каким образом собственный сайт может приносить деньги. Как вам это удалось?

- Поначалу это была просто домашняя страница, но не "про меня и мою собачку", а ориентированная на информирование новосибирцев. По мере наполнения сайта стала расти посещаемость, причем довольно быстро. Создав портал в марте 1998 года, к осени я уже планировал получить первые деньги от рекламы. Так оно и случилось. Мне написал по электронной почте руководитель агентства по оценке недвижимости - хотел разместить баннер на нашей странице. То есть человек зашел на сайт, посмотрел и решил дать рекламу. С тех пор, кстати, ничего не изменилось.

- Почему?

- Такова особенность интернет-рекламы. Ведь рекламодатели сами являются пользователями Сети и хорошо понимают, куда есть смысл вкладывать деньги, а куда - нет. Активных продаж рекламы у нас никогда не было и, надеюсь, не будет. С точки зрения бизнеса наш подход кому-то может показаться странным. Мол, почему бы НГС не поднять цену и не заняться активными продажами, увеличивая доходы? Я пришел к такой мысли: наш бизнес - это производное от того, что мы делаем некий успешный проект. То есть в своих планах мы не оперируем фразами типа "Как нам удвоить выручку и заработать больше денег?", а думаем иначе - "Как сделать так, чтобы к нам пришло больше людей?". И чем больше мы социально востребованы, тем больше желающих получить нашу аудиторию. Наш продукт - это внимание наших пользователей, и доступ к этому вниманию мы можем продать.

- Почему в других сибирских регионах нет аналогичных проектов, столь же успешных с коммерческой точки зрения?

- Для того чтобы создать хороший городской портал, нужно, чтобы сам город удовлетворял нескольким условиям. Во-первых, он должен быть большим. Во-вторых, у него должно быть, скажем так, технологически продвинутое население, более "приспособленное" к Интернету, восприимчивое к новым технологиям. Новосибирск в этом плане подходит как нельзя лучше - это третий город в России по числу жителей, здесь развитые телекоммуникации, Академгородок, большое количество вузов, это культурный центр. Согласно статистике, по количеству интернет-пользователей Новосибирск идет с очень большим отрывом от других сибирских мегаполисов. Красноярск и Кемерово - в большей степени промышленные центры, Томск и Чита - невелики, в Омске и Барнауле Интернет еще сравнительно слабо развит. Региональные порталы в большинстве сибирских городов есть, они относительно популярны на местном уровне, но сделать их коммерчески успешными в силу вышеперечисленных факторов пока сложно.

- Поскольку в Новосибирске Интернет очень развит, здесь больше популярных сайтов и есть конкуренция на рынке интернет-рекламы?

- Что такое конкуренция? Это когда человек стоит перед выбором: купить товар в одном месте или в другом, обратиться за услугой в одну компанию или в другую. Новосибирские интернет-рекламодатели такого выбора пока практически не имеют. У НГС объективно самая большая в городе аудитория, причем отрыв от ближайшего "преследователя" - портала "Новосибирск.Ру" - весьма велик. По нашим данным, в 2003 году рынок интернет-рекламы в городе вырос более чем вдвое, в 2004-м бурный рост продолжается. НГС благодаря своей посещаемости занимает на этом рынке доминирующее положение.

- А в чем секрет вашей популярности?

- Мы в первую очередь даем людям способы коммуникации. Удовлетворяем главные потребности любого интернет-пользователя в общении и получении информации. При этом стараемся следовать принципу "Делать сайт не ради денег, а ради людей". "Новосибирск.Ру", насколько мне известно, изначально создавался как инвестиционный проект, с привлечением капитала крупной компании, соответственно, у них на первом месте стояли деньги. А когда следствие идет впереди причины, деньги - впереди аудитории, результат получается несколько другой. Еще есть маркетинговое правило: тот, кто выходит на рынок первым, получает его основную долю. НГС в этом смысле, наверное, повезло. Но очень важно не потерять занятые позиции. Поэтому стараемся следить за потребностями пользователей и удовлетворять их первыми.

- Были ли у НГС неудачные проекты?

- Наверное, я такой оптимист по жизни, что не считаю неудачной ни одну из наших задумок. Тем более что изначально, вводя любой новый сервис, мы планируем не получить от него прибыль, а привлечь пользователей, заинтересовать их. Глобальных провалов, на которых мы потеряли бы деньги, не было. Может быть, некоторые проекты оказывались менее успешными, чем мы рассчитывали. Но опыт, получаемый на ошибках, гораздо более ценен, чем просто моральное удовлетворение от работы.

- Какую прибыль приносит компания?

- Стоимость рекламы указана на нашем сайте. Примерные доходы посчитать несложно - все на виду, расходы - тоже. Так что у нас достаточно открытый бизнес. А обнародовать конкретные цифры не вижу практического смысла. Инвесторов мы не ищем, работаем только на себя. Почему люди очень неохотно говорят о том, сколько они зарабатывают? Потому что это концептуально важная информация для понимания возможностей человека или компании. Если мы говорим, сколько мы зарабатываем, любой участник этого рынка сможет спрогнозировать наши возможности: на что мы способны, а на что - нет.

В чем эффективность интернет-бизнеса, подобного нашему? В том, что для него требуется минимум затрат. Надо иметь три-четыре сервера, компьютер для каждого сотрудника, арендовать офис и ждать поступления денег. Сейчас у нас сейчас 9 штатных сотрудников плюс несколько внештатных, привлекаемых для конкретных проектов. Если забыть про развитие и просто поддерживать портал, достаточно трех человек. Если в России наступит глобальный интернет-кризис, эти трое могут разъехаться по квартирам, и сайт все равно будет работать.

- Почему вы решили зарегистрировать сайт как ЗАО?

- Создание закрытого акционерного общества - это процесс формирования отчуждаемого бизнеса, то есть бизнеса, который можно продать. Чтобы понять, куда ты двигаешься, чего ты достиг, нужно понимать капитализацию собственного предприятия. Если у тебя просто есть сайт и люди, которые над ним работают и без которых он не может существовать, но нет зарегистрированной компании, это еще не объект купли-продажи, и сказать, сколько он стоит, нельзя. Когда бизнес оформлен как хозяйствующий субъект, у которого имеются понятные активы и технологии, только тогда можно говорить о его стоимости.

- Сколько сейчас стоит НГС?

- Не знаю. Пока не предлагали купить.

- А если бы предложили?

- Стоило бы это дорого. Выше какой-то среднерыночной цены. Однозначно определить точную стоимость очень сложно - с точки зрения покупателя и с точки зрения меня как продавца могут быть разные взгляды на состояние и перспективы этого дела. Вообще, бизнес надо продавать в момент его максимальной капитализации. НГС до точки максимальной выручки еще далеко: ближайшие года два-три-четыре, полагаю, будет происходить бурное развитие. Так что смысла продавать его сейчас нет. Точно знаю, что сегодня не продал бы НГС за один миллион долларов. Насколько больше - не знаю, считать надо.

- Каким вы видите НГС через несколько лет? Что будет востребовано на портале? Какие новые технологии появятся?

- Из концептуального, что у нас безусловно появится, - "НГС-Паспорт" или "НГС-Прописка", то есть единый сервис управления сайтом для пользователя. Посетителям будет удобнее, а мы сможем получать информацию, чем они пользуются, чем не пользуются, что они вообще делают на НГС. Это нужно для понимания того, что и как нужно изменить, чтобы повысить эффективность работы. Когда система отлажена, можно быстро подключать любой новый сервис, вплетать его в общую структуру портала, уменьшать затраты на донесение свежей информации для пользователя.

НГС - это, по сути, виртуальный город, который напрямую связан с реальным. В идеале все жители города и все компании, работающие в нем, должны каким-либо образом пересекаться с НГС, использовать его как площадку для общения с друзьями и партнерами, получения необходимой оперативной информации, проведения торговых операций, рекламно-маркетинговых мероприятий. Таким образом, наши потенциальные потребители - это абсолютно все жители и организации Новосибирска. Глобальная задача на ближайшее время - построить бизнес, который способен к стремительному росту. Если это получится, то к 2005 году можно уже будет говорить об экспансии на информационный рынок Новосибирска.

Рейтинг российских городских сайтов

У партнеров

    Реклама