Не простая линия

Ольга Шадрина
23 августа 2004, 00:00
  Сибирь

По итогам года РАО "ЕЭС России" должно принять решение о конкретных сроках перехода от регулируемого рынка электроэнергии Сибири к конкурентному

Сегодня в России два сегмента рынка электроэнергии. Первый - ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности). Второй - сектор свободной торговли "5-15", где в соответствии с планами РАО "ЕЭС России"реализуется от 5% до 15% производимой в России электроэнергии. Деятельность ФОРЭМа регулируется Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Свободная торговля электроэнергией объявлена 1 ноября 2003 года в качестве переходного этапа от регулируемого рынка к конкурентному. В отличие от ФОРЭМа, где тарифы устанавливает ФСТ, в этом секторе действуют принципы свободного ценообразования. Именно по итогам работы второго сектора РАО "ЕЭС России" будет делать выводы об эффективности выстраиваемой модели рынка. Впоследствии его участниками станут вновь созданные территориальные и оптовые генерирующие компании.

Пока большая энергетика Сибири идет навстречу рынку вслед за энергосистемами европейской части России, где в течение 2003-2004 годов в региональных энергокомпаниях выделены непрофильные виды деятельности (главным образом это вспомогательные предприятия, обслуживающие энергетиков), и уже начался процесс разделения акционерных обществ на самостоятельные юридические лица по видам деятельности или видам бизнеса. В Сибири дочерние предприятия, созданные на базе сервисных и непрофильных видов бизнеса энергокомпаний, только делают первые самостоятельные шаги. На региональном уровне новая структура тепло- и энергоснабжения (создание генерирующих, сбытовых и сетевых предприятий) - предмет обсуждения администраций субъектов Федерации, менеджмента местных энергокомпаний и РАО "ЕЭС России". Так, например, в настоящее время проект реформирования ОАО "Кузбассэнерго"пока еще обсуждается всеми заинтересованными сторонами: акционерами, региональной властью, менеджментом компании.

"Кузбассэнерго" - в первом ряду

ОАО "Кузбассэнерго" считается одной из крупнейших российских энергокомпаний. По объемам производства оно входит в пятерку лидеров предприятий большой энергетики. В "Кузбассэнерго" восемь электростанций, общая электрическая мощность которых 4 792 МВт, тепловая - 6 995 Гкал/час. Годовой объем выработки электроэнергии - 25-27 млрд кВтчасов. В Сибири "Кузбассэнерго" известно низкими тарифами на электрическую энергию: для городского населения Кемеровской области 1 киловаттчас стоит 65 копеек (для сравнения: в Новосибирской области - 88 копеек, в Алтайском крае - 1 рубль). Ниже тарифы лишь в Иркутской области и Красноярском крае, где значительную часть энергии дают гидроэлектростанции.

Кроме того, " Кузбассэнерго" - одно из немногих предприятий РАО "ЕЭС России", для которого банкротство было реальным и осязаемым. В мае 1998 года, когда сумма долга компании достигла 5 млрд 739,5 млн рублей (в первую очередь долг по налоговым отчислениям и перед поставщиками угля), на предприятии было введено внешнее наблюдение. Три месяца спустя - внешнее управление. За год с небольшим новой команде менеджеров удалось восстановить платежеспособность "Кузбассэнерго", в первом квартале 2000 года энергетики уже были в состоянии производить текущие платежи. В марте того же года кредиторы приняли решение подписать мировое соглашение. Был утвержден график расчетов по мораторным долгам с 2003 до 2008 года. Так что история с банкротством по сей день оказывает влияние на жизнь компании.

И последнее обстоятельство, которое обращает на себя внимание, - структура собственности компании. 49% акций "Кузбассэнерго" принадлежит РАО "ЕЭС России", около 43% - МДМ-Банку и аффилированным с ним структурам. Формально ни у администрации области, ни у коллектива предприятия, ни у его менеджмента права голоса нет. В составе совета директоров акционерного общества 6 представителей РАО "ЕЭС России", 4 - группы МДМ и единственный представитель местной власти, первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин. По большому счету, позиция администрации региона и управленцев "Кузбассэнерго" может и не учитываться собственниками компании. Однако акционеры настроены на конструктивный диалог с региональной властью, чтобы максимально сблизить позиции в вопросе реформирования ОАО "Кузбассэнерго".

РАО "ЕЭС России" предлагает...

Энергосистема Кузбасса уже реформируется по варианту РАО "ЕЭС России". Было передано в муниципальную собственность ведомственное жилье, проведена государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество, оформлены правоустанавливающие документы на занимаемые земельные участки. Выделены в самостоятельные предприятия - 100-процентные дочерние и зависимые общества (ДЗО) ОАО "Кузбассэнерго" - ремонтные, сервисные и непрофильные филиалы: ремонтное и автотранспортные предприятия, центр здоровья "Энергетик", инженерно-аналитический центр. Таким образом были созданы ОАО "Кузбасская энергоремонтная компания", ОАО "Кузбассэнергосервис", ОАО "Кузбассетьремонт", ЗАО "Автотранспортное предприятие "Кузбассэнерго", ЗАО "МСЧ "Центр здоровья "Энергетик", ОАО "Инженерно-аналитический центр "Кузбасстехэнерго".До 80% объемов работ созданных ДЗО, по оценке руководства "Кузбассэнерго", будет связано с головной компанией. В перспективе предполагается постепенно снижать уровень аффилированности.

В ходе подготовительного этапа также реализовано с применением процедуры открытых торгов непрофильное имущество, не задействованное в основной деятельности энергокомпании. Вырученные деньги, как и предусмотрено планом реформирования, направлены на погашение мораторных долгов. "Продать активы общества за их реальную стоимость оказалось очень сложно, - поясняет ситуацию заместитель генерального директора по корпоративному управлению ОАО "Кузбассэнерго" Александр Ерофеев. - У нас не европейский рынок, где есть спрос на подобные услуги, есть желающие купить мастерскую или автотранспортное предприятие. Кроме того, предприятия представляли собой единую производственную систему, существовали как инфраструктура той или иной станции. Выделенная структура практически не могла полноценно конкурировать на рынке. В итоге нами было принято решение создать дочерние общества, где "Кузбассэнерго" выступило бы в качестве акционера. С 1 июля этого года производственные мощности непрофильных предприятий переданы дочерним структурам. И они начали работать самостоятельно".

Следующий этап реформирования предполагает разделение акционерного общества по видам деятельности на сетевые, генерирующие и сбытовую компании. В результате на месте бывшего ОАО "Кузбассэнерго" должны появиться сетевая компания "Кузбасская региональная электросетевая компания", сбытовая "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", а также две генерирующих - "Южнокузбасская генерирующая компания" ("Кузбассэнерго-1" (КЭ-1) и "Северокузбасская генерирующая компания" ("Кузбассэнерго-2" (КЭ-2). РАО ЕЭС предлагает в дальнейшем объединить КЭ-1 с "Омскэнерго" и "Томскэнерго" (в результате будет создана территориальная генерирующая компания-11), а КЭ-2 с ОАО "Алтайэнерго" (территориальная генерирующая компания-12).

...а у региональных властей своя позиция

Вместе с тем у региональных властей свой взгляд на реформирование большой энергетики Кузбасса. С позиции обладминистрации необходимо, чтобы этот процесс прошел без ущерба для экономики Кемеровской области. Власть, к примеру, сразу же задается вопросом: где будет зарегистрирована компания? Каким будет ее юридический адрес, кому пойдут налоги бывшего "Кузбассэнерго"? Между тем только за 2003 год в консолидированный бюджет Кемеровской области энергетики выплатили более 1,5 млрд рублей.

Обладминистрация предлагает РАО ЕЭС не дробить генерацию ОАО "Кузбассэнерго" на составные части, а создать единую крупную генерирующую компанию на базе активов региональной энергосистемы. Кроме того, есть предложения сохранить в составе ОАО "Кузбассэнерго" сетевые и сбытовые подразделения, обеспечив при этом со стороны РАО "ЕЭС России" контроль за их работой до полной стабилизации деятельности генерирующих компаний. В самом ОАО "Кузбассэнерго", впрочем, не исключают возможности, что в процессе переговоров может быть найден некий компромиссный план реформирования энергокомпании, который устроит обе стороны: и РАО "ЕЭС России", и региональную власть.

Местные энергетики считают, что в случае реформирования по варианту, предложенному РАО ЕЭС, в регионе появятся две неравноценные по эффективности производства компании. КЭ-1 способна предложить потребителю более дешевую электрическую энергию (в 2004 году 1 МВтчас стоит 400,6 рубля, в 2005-м будет стоить 455,09 рубля). В КЭ-2 же войдут главным образом тепловые станции. Соответственно, в силу более высоких затрат на производство энергия, производимая этой компанией, будет стоить дороже (в 2004 году - 419,23 рубля за МВтчас, в 2005-м - 476,92 рубля) и наверняка займет место среди аутсайдеров рынка. При таком тарифном раскладе в результате объединения с "Алтайэнерго", одной из слабых в регионе энергосистем, "Северокузбасская генерирующая компания"изначально не будет представлять интереса ни для инвесторов, ни для команды профессиональных менеджеров.

"Думаю, в результате реформы возникает проблема утверждения тарифов на теплоэнергию, - приводит очередные аргументы "против" Александр Ерофеев. - Они в любом случае будут регулироваться региональными энергетическими комиссиями. А в этой системе оказываются объединенными разные регионы с разными подходами к формированию тарифов. Кроме того, в процессе создания двух компаний из одной происходит разделение активов, меняется структура капитализации акционерного общества. И если КЭ-1 будет конкурентоспособной компанией, у нее будет высокая капитализация. КЭ-2 с более высокими тарифами будет иметь более низкую капитализацию. В результате акционеры потеряют часть стоимости активов. По нашей оценке, подобное разделение неэффективно. Лучше создать единую генерирующую компанию. Тогда Беловская ГРЭС и Томь-Усинская ГРЭС позволят ей конкурировать по тарифам на рынке электроэнергии. А установленная мощность в 4 792 МВт позволит этой системе быть конкурентной на рынке электроэнергии по объемам производства".

Валерий Сорокин

Валерий Сорокин, главный энергетик ОАО "Кузнецкие ферросплавы" (Новокузнецк)

У нас как у потребителей организация конкурентного рынка электроэнергии вызывает значительный интерес. Прежде всего возникают два вопроса: от чего мы уходим и к чему в итоге придем? С экономической точки зрения конкурентный рынок предоставляет покупателю возможность приобретать электроэнергию на более выгодных условиях. Уверен, что цены для потребителя в конкурентном секторе будут не выше, чем при покупке электроэнергии у монополиста. С другой стороны, потребитель ничего не теряет от наличия конкуренции, поскольку принцип добровольности участия в конкурентном секторе предполагает возможность возврата на регулируемый рынок.

С моей точки зрения, сектор свободной торговли конкурентного рынка должен состоять из большого числа участников, главным образом за счет привлечения менее энергоемких потребителей, как это в свое время сделали в Великобритании. В английской модели реформирования электроэнергетики сфера сбыта в электроэнергетической отрасли, наряду с производством электроэнергии, рассматривалась в качестве потенциально конкурентной сферы бизнеса. Открытие конкурентного розничного рынка электроэнергии там осуществлялось поэтапно. Сначала, то есть с первых дней функционирования энергетического пула (с 1 апреля 1990 года), крупным потребителям электрической энергии с присоединенной мощностью более 1 МВт было разрешено самостоятельно выбирать продавцов электроэнергии. Но в эту группу покупателей входило лишь небольшое число довольно крупных промышленных компаний. С апреля 1994 года на рынок электроэнергии были допущены потребители с присоединенной мощностью от 100 кВт до 1 МВт, то есть малые промышленные и торговые компании. И только с сентября 1998 года конкуренция была введена для потребителей с присоединенной мощностью до 100 кВт.