Инвестиционный компас

Сравнение 40 потребительских рынков в 19 городах России показало: в крупнейших населенных пунктах Сибири существует более 60 свободных рыночных ниш общей капиталоемкостью свыше 340 млн долларов

Результат исследования Аналитического центра "Эксперт-Регион" (Екатеринбург) показывает перспективы для инвестиций в 19 городах России, 4 из которых находятся в Сибири: Новосибирск, Красноярск, Омск и Иркутск.

Идея заключалась в расчете свободных ниш: сравнив, к примеру, количество мест в кинотеатрах в нескольких сопоставимых городах и увидев, что, скажем, в Красноярске на 100 тыс. активного населения приходится меньше мест, чем в Волгограде, можно сделать вывод - в Красноярске есть свободная ниша. А зная примерный объем капиталовложений в один объект, не составляет труда рассчитать размер этой ниши в деньгах, требуемых для запуска соответствующего количества кинотеатров.

Для каждого рынка (полный перечень отражен в таблице "Инвестиционные возможности городов") мы сравнивали разные города. Например, определяя свободную нишу рынка ресторанов класса "люкс", брали группу с сопоставимым количеством пассажиров, прилетающих в аэропорт города международными рейсами (этот показатель отражает численность населения с высокими доходами значительно лучше, чем стандартная разбивка Госкомстата). Для определения свободных ниш в сегменте аптек анализировали группу городов с сопоставимым количеством заболевших граждан и так далее.

Другой пример: в Новосибирске 9 казино. Много это или мало? Стоит ли открывать новые точки в этом городе? Ответы можно получить, сравнив этот сегмент в сопоставимом городе Самаре.

Таким образом, базовое утверждение методики - население в городах со сравнимыми показателями развития должно иметь схожее потребительское поведение и, следовательно, одинаковый размер потенциального спроса.

Мы не учитывали различия в психологии потребителей (например, тот факт, что ювелирные магазины в городах с высокой долей мусульманского населения развиваются лучше) или политике местных властей (высокий уровень местных налогов на игорный бизнес в Иркутске и Нижнем Новгороде мешает развиваться этому сегменту), различия в климате (парки развлечений в Краснодаре можно строить под открытым небом, а вот в Красноярске это будет нерентабельно) или рельефе местности (строить горнолыжные комплексы (ГЛК) там, где нет естественных гор, менее выгодно). Эти различия - предмет специализированных глубоких маркетинговых исследований. В то же время мы убеждены, что основные причины наличия свободных ниш в городе - либо сетевые структуры еще не "добрались" до того или иного города, либо местные предприниматели пока не сообразили организовать дело в каком-то сегменте, либо у них недостаточно ресурсов.

Новосибирск: раздолье для инвестора

Результаты исследования позволили составить рейтинги городов по количеству свободных рыночных ниш и потенциальному объему инвестиций в них. Наиболее перспективным направлением в Сибири оказалась ее столица, уступающая по обоим показателям только уральским городам Уфе и Тюмени. Потенциальный объем вложений в 10 свободных сегментов рынков товаров и услуг Новосибирска составляет как минимум 163 млн долларов.

По сравнению с городами, которые наиболее часто попадали в одну группу с Новосибирском (Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород), самая емкая незанятая ниша здесь - салоны игровых автоматов. Сегмент может быть интересен как крупным, так и малым инвесторам: инвестиции в один автомат мизерные (8-10 тыс. долларов), срок окупаемости небольшой (два года), и развивать этот бизнес можно через строительство сети. Сумма вложений в один зал, вмещающий до 50 игровых автоматов, может достигать 400-500 тыс. долларов (при условии аренды).

Впрочем, Сибирь не выбивается из общероссийской тенденции: в 19 городах выборки размер совокупной ниши составил более 19 тыс. автоматов с потенциалом для вложений порядка 170 млн долларов. А оборот игрового бизнеса, по прогнозам лидеров рынка, вырастет за три года в среднем по России более чем в два раза. Сегмент "одноруких бандитов" привлекателен также в Омске, Перми, Ижевске, Ростове-на-Дону, Оренбурге.

Примерно вдвое ниже с точки зрения объема капиталовложений потенциал Новосибирска в сегменте гостиниц высшего класса.

По сравнению с сопоставимыми городами в Новосибирске заметно не хватает нескольких горнолыжных комплексов с двумя-четырьмя спусками и соответствующей инфраструктурой. Требуемые инвестиции в качественный комплекс: примерно 1 млн долларов - на хорошую систему оснежения, еще 1 млн - на подъемники скоростью свыше 2 м/с, 50-300 тыс. долларов будут стоить 1-2 ратрака (в зависимости от конструкции), 50-100 тыс. - пропускные системы, от 10 до 40 тыс. долларов - прокатные комплекты. Итого около 2,5 млн долларов. Остальное вложения в инфраструктуру, включая точки питания и место, где человек может остановиться на несколько дней. Эти затраты могут составить несколько миллионов долларов. Для сокращения срока окупаемости (сейчас - более 7 лет) неплохо иметь также места, оборудованные для летнего отдыха.

"Бюджетный" вариант комплекса обойдется в 3-10 млн долларов. Суммы подтверждаются существующими примерами. Подмосковный "Волен" стоит порядка 5 млн долларов, "Красное озеро" под Санкт-Петербургом обошлось инвесторам в 10 млн (9 склонов, гостиница на 20 номеров и 20 коттеджей). Московская администрация строит "бюджетный" комплекс с суммой вложений 3,8 млн долларов, Пермская финансово-производственная группа - горнолыжную трассу, поселок на 15 коттеджей и гостиницу на 150 мест за 10 млн долларов. Самарская группа "СОК" вложила во вторую очередь ГЛК "Красная Глинка" около 8 млн долларов (в числе прочего предусмотрено строительство трехзвездочной гостиницы на 140 мест и 25 коттеджей на 8-12 человек каждый).

Конечно, существуют и совсем низкобюджетные варианты стоимостью менее миллиона долларов, но они перспективны только в местах, где поблизости нет качественных горнолыжных центров.

Капиталоемкость остальных свободных ниш сибирской столицы - ресторанов эконом-класса, фитнес-клубов, казино, спорттоваров, салонов красоты и других - составляет от 150 тыс. долларов (сегменты малого бизнеса) до 12 млн долларов.

Омск: интересный вариант

Немного уступает по количеству и капиталоемкости свободных ниш сибирской столице Омск - всего 9 рыночных сегментов, готовых принять в качестве инвестиций около 110 млн долларов. По сравнению с сопоставимыми Казанью и Челябинском здесь, так же как и в Новосибирске, не хватает игровых автоматов, фитнес-клубов, казино.

Наиболее емкий для потенциальных инвестиций сегмент гостиниц с явно выраженным дефицитом номерного фонда эконом-класса (со стоимостью номера до 1 500 рублей). В целом по России гостиничный бизнес сегодня является одним из самых перспективных направлений инвестиций, сюда активно вкладывают средства крупнейшие российские и иностранные компании, на рынок выходят зарубежные девелоперы и управляющие компании.

О планах строительства гостиниц в регионах и столице объявили " Ренессанс-капитал", " Альфа", " Дельта-капитал", " Русское золото", АФК Система", " Интеко". " Базэл" озвучил намерение построить сеть гостиниц в городах с населением свыше 500 тыс. человек на сумму 200-250 млн долларов. Столичная компания GVA Sawyer вместе с французским гостиничным оператором Accor планирует возведение 3-4-звездочных отелей в восьми городах-миллионниках. Московская группа AMAKS в прошлом году скупила 14 гостиниц в регионах стоимостью от 3 до 8 млн долларов каждая и сейчас ведет их реконструкцию.

Значителен на инвестиционной карте Омска размер свободной ниши в сегменте кабельного телевидения. Эксперты считают, что в скором будущем оно переживет всплеск спроса, сопоставимый с тем, который в последние годы наблюдается в отрасли сотовой связи. О высоком потенциале свидетельствует интерес крупных инвесторов: известно, что фонд Delta Private Equity Partners приобрел за 5 млн долларов 25% компании " Национальные кабельные сети" (крупный оператор Санкт-Петербурга, предоставляющий услуги также в Москве, Екатеринбурге, Кургане и Новосибирске), а " Ренова" купила за 22,5 млн долларов 34% акций московского оператора " Комкор-ТВ".

Выводы о большом потенциале можно сделать, опираясь на данные об уровне проникновения кабельного ТВ по нескольким городам России, который различается от 1% в Краснодаре (городе с достаточно высоким экономическим потенциалом) до 91% в Ярославле (нужно учесть, что здесь доходы населения невысоки) при среднеевропейском уровне в 30%.

Сегменты малого бизнеса в Омске - салоны оптики, производство и доставка воды, одежда нестандартных размеров и свадебная одежда, услуги нянь и гувернанток, мастеров на дому - открыты для потенциальных инвестиций в размере 1,5 млн долларов.

Красноярск и Иркутск: точечный потенциал

По сравнению с Омском, почти вдвое меньше инвестиций требуется вложить в 10 свободных ниш Красноярска -- 45 млн долларов, сегменты малого бизнеса добавляют еще 6,5 млн. Таков результат сравнения с Пермью, Волгоградом, Ростовом-на-Дону и Уфой.

Наиболее интересный сегмент в городе - кинотеатры. Зал на 500 мест обойдется инвесторам в среднем в 3-5 млн долларов (это "бюджетный" вариант с покупкой недвижимости, ремонтом, приобретением оборудования и созданием небольшого досугового центра). При дополнительных вложениях в досуговый центр, масштабной реконструкции купленного здания или строительстве нового инвестиции, по мнению участников рынка, могут достигать 10-15 млн долларов. Самым простым вариантом может служить аренда помещения действующего "советского" кинотеатра и минимальные вложения в оборудование - всего от 300 тыс. долларов.

При сравнении Иркутска с Тюменью (города попадали в одну группу при анализе практически всех сегментов) оказалось, что в восточносибирском городе всего четыре свободные ниши для крупного и среднего бизнеса, общая капиталоемкость которых не превышает 10 млн долларов. Зато малые предприниматели могут рассчитывать на прибыль от вложений в сегменты рынков для детей (одежда, частные сады и школы, агентства нянь и гувернанток), фотосалоны, компании, предоставляющие услуги мастера на дому, и магазины одежды нестандартных размеров при инвестициях в 5,7 млн долларов.

Пища для размышления

Помимо потенциала инвестиционную привлекательность рынков определяют и риски. Они могут исходить как от самих рынков (угрозу представляет высокий уровень конкуренции, наличие большого количества товаров-заменителей, особая психология потребителей), так и от их регуляторов - органов государственной и муниципальной власти. В своем исследовании мы не ставили целью дать однозначные рекомендации к инвестициям - барьеры должны быть оценены в дополнительном детальном изучении каждого конкретного рынка. Но полученные результаты помогут при выработке стратегии и планов долгосрочного развития в регионах. А муниципальные власти смогут скорректировать политику регулирования, ответив на вопрос: почему уровень развития того или иного рынка в городе ниже, чем у такого же где-нибудь еще.

Методика исследования

Исследование проведено АЦ "Эксперт-Регион" в январе-мае 2005 года. Изучены рынки товаров и услуг 19 городов России (в том числе четырех, входящих в Сибирский федеральный округ): Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Самары, Саратова, Тюмени, Ростова-на-Дону, Уфы, Челябинска, Ярославля.

В ходе исследования проанализирована текущая ситуация на 40 рынках. Для каждого из них сформированы группы сопоставимых городов в зависимости от факторов, влияющих на рынок. В качестве показателей группировки использовались оценка уровня доходов и численность населения, половозрастная структура, количество компаний, подающих официальную отчетность, уровень валового регионального продукта, розничный товарооборот и оборот платных услуг, трафик через аэропорт и другие.

Информационные источники

Собственные маркетинговые исследования АЦ "Эксперт-Регион", в том числе регулярные исследования автомобильного рынка Урала и Сибири, продуктовой розницы и рынка сотовой связи; информация, полученная в ходе экспертных интервью с участниками рынка. Маркетинговая информация о рынке гостиниц, флористических салонов, салонов красоты, ресторанов высшего класса, эконом-класса, фаст-фудов предоставлена компанией " Оранж-маркетинг" (Екатеринбург), информация о рынке кабельного телевидения Урала - компанией " Маркетинг-бюро" (Екатеринбург). Также использованы данные Госкомстата РФ, ЦБ РФ, ГИБДД, Транспортной клиринговой палаты, Министерства здравоохранения РФ, управления малого бизнеса Министерства по налогам и сборам РФ, комитетов по развитию товарного рынка 19 городов России.