Учиться по-европейски

29 августа 2005, 00:00
  Сибирь

Модернизация образовательной системы в России продолжается. Один из самых страшных жупелов реформирования - платное образование, хотя многие смирились с тем, что даже на эту сферу распространяется сентенция: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Впрочем, даже убежденным защитникам бесплатных мест для студентов приходится признать: уже сегодня большинство абитуриентов так или иначе вынуждены платить за получение знаний.

По данным мониторинга, проведенного Высшей школой экономики в 2002-2003 годах, 70% семей считают, что для успешного поступления ребенка в вуз необходимы значительные средства. Исследования Министерства образования, Высшей школы экономики и социологических служб показали, что в 2003-м учебном году более 300 млн долларов составили взятки за поступление в вуз. Каждый год это число увеличивается на 7-10%. Так, по данным опросов "потерпевших", для кандидатов в экономисты и юристы размер взятки в столице составлял 10-25 тыс. евро. В сибирских городах платили суммы в несколько раз меньше, что, конечно, не означает меньших масштабов самого явления.

Искоренить коррупцию в вузах призвано повсеместное введение Единого государственного экзамена, но пока эксперимент не принес ожидаемых плодов. В 2004 году взятки в престижные университеты выросли еще на 15-20%. Многие называют это секретом Полишинеля, но "не пойман - не вор", а редкие случаи разоблачения взяточников вузы предпочитают замалчивать. У преподавателей и ректоров своя правда: любой такой случай сильно дискредитирует учебное заведение. Престиж здесь - превыше всего. И тем больше усилий они будут прикладывать, чтобы сберечь "честь мундира", с начавшейся в сентябре 2003 года интеграцией образовательных учреждений России в Болонский процесс (Зона европейского высшего образования). Скорее всего, с вхождением России в европейскую образовательную систему практика взяток не прекратится, хотя такие предположения высказывались.

Более того, став частью глобальных процессов, российские вузы, вероятно, поднимут плату за обучение. Ведь если увеличится спрос, то вырастет и конкурс на платные места. Чтобы не вызвать протеста бедного российского студенчества, вузам придется придерживаться протекционистской политики в их отношении, насколько это позволит Болонская конвенция, и сделать акцент на других источниках пополнения своих бюджетов. В частности, активно привлекать студентов из других стран и оптимизировать собственную деятельность.

Так, к распылению средств учебных заведений зачастую приводит новая тенденция - диверсификация системы образования. Большинство вузов активно открывают новые программы, которые стоят немалых денег. "Модные" факультеты выпускают сотни узких специалистов, не всегда востребованных на рынке труда. Например, в экономике может быть только одна специальность - "экономист". Несмотря на это, в России готовят студентов по 150 экономическим специальностям. То же с менеджментом. Доходит до курьезов, когда сельскохозяйственные институты взялись выпускать "менеджеров по коневодству", "менеджеров по овцеводству", хотя менеджер - профессия широкого профиля. С одной стороны, предоставление вузам самостоятельности - дело хорошее. А с другой - это зачастую приводит к крайностям, такова уж особенность нашей страны. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко цель реформы сформулировал так: "дать возможность молодым людям через систему образования стать успешными в успешной стране". Но для этого министерству необходимо определить четкие правила игры в сфере образования и следить за их выполнением.

Когда плата студентов за обучение становится неизбежностью, а образование - не социальной услугой, а товаром, государственная политика должна быть особенно продуманной. Например, в Великобритании, США, Австрии и других странах родители покрывают часть расходов на высшее образование своих детей в зависимости от уровня дохода семьи, остальное ложится на плечи государства. В Австралии родители могут выбрать - внести авансовый платеж или предоставить ребенку самому платить за обучение с помощью займа под будущий доход. Развитие разных механизмов оплаты образования в России сделало бы его более доступным для "мучеников науки".