"Вообще-то вы не с того начинаете, - огорошивает меня собеседник, как только я удобно устраиваюсь в кресле и готовлюсь услышать захватывающую историю взлета молодой сибирской компании. - Вам нужно было сначала побывать на самом предприятии, пообщаться со специалистами и на последнем этапе прийти ко мне". В воздухе повисает неловкая пауза. Я знаю, что до этого нога ни одного журналиста не ступала на территорию базы по добыче сапропеля холдинга "Сибирская органика", которая находится в 130 километрах от Омска.
У одного из самых известных и успешных в регионе топ-менеджеров день расписан по минутам: генеральный директор "Сибирской органики" Александр Третьяков управляет компаниями в сферах торговли, общепита, строительства и гостиничного бизнеса. Но сапропелевое производство он называет самым главным своим проектом.
Его компания, созданная в 1999 году, сделала ставку не на сырье, а на продукты переработки сапропеля (донный ил из мертвой растительности и микрофауны, который накапливается в пресноводных водоемах) и сразу взяла с места в карьер. Если в 2000 году оборот фирмы составлял около 265 тыс. рублей, то в прошлом году он достиг 15,6 млн рублей.
Новую землю - крестьянам
Будущая сапропелевая отрасль в первую очередь займется производством продукции для промышленности, медицины и сельского хозяйства. Последнее глава омской компании считает приоритетным направлением бизнеса: рынки удобрений, почвогрунтов, кормов и лечебных препаратов для животных - самые перспективные. И это несмотря на то, что консервативные земледельцы всегда настороженно относятся к инновациям. Тем не менее, в этом году объем продаж органоминерального удобрения "Сапропель" на 60% превысил прошлогодний, а ветеринарного препарата экстракт сапропеля планируется реализовать на 50% больше, чем в 2004 году. В Омской области экстракт используют около 80% платежеспособных хозяйств региона, заинтересовал он и сельхозпроизводителей Новосибирской, Тюменской, Курганской областей, Алтайского края, Северного Казахстана.
Сапропель быстро завоевывает доверие крестьян, чьи прадеды еще в XIX веке использовали его в качестве удобрения. Он не просто насыщает почву органикой и микроэлементами, которых в нем добрая половина таблицы Менделеева (из-за такой активности его "разбавляют" землей), - в отличие от химических удобрений сапропель экологически чист, он меняет структуру почвы, улучшая ее. Заместитель генерального директора по науке "Сибирской органики" Виктор Левицкий рассказывает: "Органика и микроэлементы, которые есть в сапропеле, отдаются земле не мгновенно - срок действия после их внесения в почву составляет от 3 до 5 лет. Большинство земель в Омской области посевные, но они бедны гумусом - страдают от недостатка азота, фосфора и других веществ. Если внести на гектар 20-40 тонн сапропеля, можно долго не использовать никаких удобрений - только гербициды. Урожайность на таких почвах дает большую прибавку на все культуры, в том числе для зерновых - на 30%, на картофель и свеклу - до 100%".
Продукция компании ориентирована в основном на фермеров и дачников. Здесь свою роль играет логистика доставки сапропеля на поля. Александр Третьяков говорит: "В тех объемах, которые требуются для полей, сапропель не навозишься. Естественно, что транспортная составляющая сводила экономический эффект к минимуму. Как удобрение сапропель эффективен в основном в овощеводческих и личных подсобных хозяйствах и на дачах, так как требует относительно небольших объемов, а прибавку к урожаю дает значительную. Мы всегда учитывали, что при невысокой стоимости самого продукта важную роль играет "транспортное плечо". Чем оно меньше, тем ниже и конечная цена для потребителя. Когда мы определялись с базой по добыче, то учли все расстояния: 1 км до асфальтированной трассы, 2 км до перекрестка, 4 км до базы на территории Тюкалинска, где происходит первый передел продукта. Наконец, 130 км до областного центра плюс 75 км до железной дороги".
Пока сапропелевые удобрения облагораживают сибирские угодья, "Сибирская органика" в прямом смысле готовит почву для выхода на мировой рынок. Оказывается, сапропель служит основой для многих почвогрунтов и является единственным полноценным заменителем гумуса - плодородного слоя земли. Его можно экспортировать в страны, которые не отличаются богатыми земельными ресурсами. "Сейчас в Европе почвы истощены, на Ближнем Востоке плодородной земли крайне мало, - рассуждает Александр Третьяков. - На мировой рынок сегодня поставляет сапропель только Канада. Омский сапропель очень высокого качества и на порядок дешевле канадского. Есть сложности со сбытом: российского производителя никто не ждет с распростертыми объятиями за пределами родного рынка, плюс у нас несколько "хромает" логистика, но в конечном итоге на мировой рынок мы обязательно выйдем".
Попал в переделку
Самая главная ошибка омских компаний-пионеров по добыче сапропеля, которая привела их к краху в середине 1990-х годов, - они не стали заниматься переработкой, а именно она позволяет наиболее эффективно использовать полезные вещества сырья. Генеральный директор "Сибирской органики" подчеркивает: "Продукт более интересен после нескольких технологических переделов. Мы поняли, что выгоднее получать продукты, более емкие по содержанию витаминов и минеральных веществ, чем сам сапропель".
Первое решение - разработка новых продуктов для животных. В тандеме с Омским аграрным университетом "Сибирская органика" получила экстракт сапропеля (биологически активная вытяжка) для профилактики и лечения заболеваний домашней птицы и скота. Через год руководители хозяйств, которые попробовали его на своих стадах, оказались приятно удивлены: полученная прибыль за счет увеличения надоев молока и выживаемости телят для стада из 1 000 голов составила около 1 млн рублей. Экономическая эффективность достигала 10-20 рублей на рубль затрат на экстракт.
Те сельхозпредприятия, которые использовали сапропелевую добавку для подкормки коров, свиней и птицы, тоже оказались в выигрыше. Среднесуточный привес живой массы у свиней увеличился на 10-12%, животные стали реже болеть.
После первых успехов омские бизнесмены утвердились в своем решении поднимать сибирское животноводство. Александр Третьяков поясняет: "В этому году мы решили начать комплексное обслуживание хозяйств. То есть мы не просто продаем экстракт или кормовую добавку, а берем на обслуживание животноводческий комплекс хозяйства в целом - от разработки и внедрения наиболее эффективной схемы вакцинации животных до подготовки рецептуры и производства комбикормов, наиболее эффективных для конкретного хозяйства".
Сельское хозяйство сегодня - основная сфера интересов компании. Впрочем, у заместителей генерального директора "Сибирской органики" Дмитрия Шипицына и Мурсаида Абдулина свой взгляд на самые перспективные направления. Они считают, что будущее холдинга - выпуск продукции для медицины и бальнеологии, тем более что такой опыт у предприятия есть. Здесь главный конек - сапропелевый деготь, разработанный сотрудниками "Сибирской органики" совместно с Омским институтом проблем переработки углеводородов СО РАН. Он во многом превосходит березовые дегти отечественного и импортного производства. Самое главное - в нем меньше канцерогенов.
Еще одно направление, в котором ведутся разработки, - сорбенты для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности земли и воды. Выпускаемый предприятием "СибСорбент-1" уже успешно применяет "Транссибнефть" - компания, обеспечивающая транспортировку нефти по трубопроводам. Этот продукт не теряет своих качеств при низких температурах и удобен как в применении, так и в утилизации.
Пока в компании развивают эти направления и постепенно создают задел на будущее: из сапропеля можно получать топливо, строительные материалы и многое другое. Чем глубже переработка продуктов, тем выше их рыночная ценность.
Хорошо забытое старое
Через четыре дня после небольшого ликбеза, который провел для меня Александр Третьяков, вместе с директорами холдинга едем в Тюкалинский район Омской области, где добывают сапропель. Управленцы - провести "встречу в верхах", я - углубиться в изучение новой отрасли.
Впрочем, новой ее можно назвать с большой натяжкой: сапропель исследовали в России еще в начале прошлого века. Тогда при Российской академии наук даже создали Сапропелевый комитет. В 1930-х годах ученые определили запасы сапропелевого сырья в стране, открыли новые месторождения, классифицировали озерные накопления. Органический ил оказался универсальным природным материалом, который незаменим во многих отраслях.
В 1990-е годы бизнесмены, увлеченные поисками привлекательных инвестиционных проектов, решили вернуться к хорошо забытому старому. Тогда в Омской области добычей сапропеля занимались около 20 предприятий, которые в основном пытались поставлять его в соседние регионы. На этом практически все из них и погорели, не сумев "отбить" затраты на доставку сырья в регионы с малоплодородными землями. К 1995 году в Омске осталась единственная компания - "Вега", преемником которой и является холдинг "Сибирская органика".
В святая святых
И вот мы на базе по добыче сапропеля. Посреди степного пейзажа - островки черной, словно выжженной земли, мягко пружинящей под ногами. Это чеки отстойника, где сушится сапропель. Рассыпчатый, приятный на ощупь, он уже готов к следующему технологическому этапу - заморозке на год (она обеспечивает качество сырья, его рыхлость и предшествует глубокой переработке), а затем доставке на производственную базу. Только что вынутый из воды сапропель в виде желеобразной массы непригоден для использования из-за излишков закисных соединений. Неподалеку из пульпопровода извергается черная струя воды с сапропелем, которая нагнетается земснарядом со дна озера Пучай.
Этот водоем площадью 100 гектаров на вид ничем не отличается от обычного, но зеркальная гладь воды обманчива. Большая часть дна озера покрыта толстым слоем ила, который ежегодно прирастает на 4-5 см (500-1 000 тонн). Образуется он из отмирающих к концу теплого периода водорослей и водной живности, а дождевые потоки приносят сюда мелкозем и глину. Еще несколько десятилетий - и Пучай превратился бы в болото с трясиной глубиной несколько метров.
Предприниматели утверждают, что через год после добычи сапропеля вода поднялась с 50 см до 3 м. Таким образом, бизнесмены попутно выполняют и роль экологов. Очищая озеро от ила, они открывают доступ подземным ключам, питающим водоем. Постепенно озеро восстанавливает статус естественного хранилища запасов чистой пресной воды.
Каждый год со дна Пучая выкачивают 20-25 тыс. тонн отложений. При таких темпах компания обеспечена работой на десять лет вперед. Простои ей не грозят: в Омской области около двухсот озер, большая часть которых находится под угрозой обмеления. Запасы сапропеля в них оцениваются в 150-170 млн тонн (это 75% разведанных запасов сапропеля Западной Сибири) - настоящий Клондайк!
В Сибири богатые месторождения сапропеля разведаны еще в Новосибирской, Томской и Тюменской областях. Но только в Омской принята областная целевая программа по развитию сапропелевой промышленности на 2005-2008 годы. Она предусматривает финансирование из областного бюджета разработки новых технологий и продуктов переработки сапропеля. Объем программы - более 20 млн рублей на 4 года. К концу ее реализации годовой объем добычи сырья планируется довести до 150 тыс. тонн. Это поможет создать около 500 дополнительных рабочих мест (сегодня в "Сибирской органике" работают 80 человек) и увеличит годовые налоговые поступления на 30 млн рублей.
Еще один бонус для региона состоит в том, что, финансируя научные разработки, Омская область в лице Министерства имущественных отношений автоматически становится совладельцем интеллектуальной собственности, созданной в результате действия программы. Она сможет предложить новые разработки для коммерциализации предпринимателям, которые будут готовы взяться за дополнительную добычу сапропеля, переработку и производство продукции из него. Это значит, что через 3-4 года в Омске могут появиться молодые компании, которые наравне с "Сибирской органикой" будут вкладывать деньги в освоение пока нетронутых природных богатств.