Треснувший миф

Александр Носов
26 сентября 2005, 00:00
  Сибирь

Введение обязательного страхования автогражданской ответственности подтолкнуло страховой рынок Сибири к развитию. Но в законе выявились пробелы, которые ухудшают положение страхователей и затрудняют работу страховых компаний

Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) исполнилось два года: он вступил в силу 1 июля 2003 года. Время позволяет расстаться с двумя мифами об ОСАГО. Первый - о сверхдоходах страховщиков. Растущий уровень выплат отметает все разговоры о суперприбылях от "автогражданки": рентабельность этого вида в среднем по Сибири составляет 25%. Миф второй - обязательная услуга вызовет у населения отторжение самой идеи страхования и ухудшит его материальное положение. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в июне 2005 года, среди владельцев полисов ОСАГО полезным этот вид страхования считают 34%, вредным - 17,9%, оценивают нейтрально - 39%, не определились с мнением - 8,8%.

Рейтинг

В первом полугодии 2005 года компании сибирского региона по добровольным видам страхования собрали 11,4 млрд рублей, выплатили 2,7 млрд. Рост рынка по сравнению с аналогичным периодом 2004 года - 28%. Сравнение ситуации с уральским регионом, где налицо стагнация (рост - минус 0,6%), свидетельствует: потенциал сибирского рынка далеко не исчерпан и можно ожидать его дальнейшего роста за счет как количественных (увеличения числа страхователей и сумм собираемых взносов), так и качественных (расширения линейки страховых продуктов и сервиса) характеристик.

К 1 июля 2005 года на территории СФО действовали 480 страховщиков, в том числе 140 местных компаний и 340 филиалов инорегионалов. У девяти сибирских страховщиков есть право заниматься ОСАГО. По количеству местных компаний лидирует Иркутская область, по числу филиалов - Красноярский край. В Тыве работают только филиалы.

Региональная структура собранных взносов по добровольным видам страхования неоднородна: наибольшая доля (18,6%) приходится на Красноярский край, наименьшая (0,2%) - на Республику Тыва. Интерес представляют перемены в Республике Алтай: с одиннадцатого места в первом полугодии 2004 она переместилась на восьмое. Объяснение простое: здесь объявилась ранее неизвестная страховая компания "Ирма", зарегистрированная в Москве. На нее пришлось 82% собранных взносов, с чем и связан их общий прирост в 393,4%. Если исключить феномен Алтая, то наиболее успешные результаты показала Омская область (рост - 74,4%). Отрицательную динамику выдали два субъекта СФО - Алтайский край и Республика Бурятия (10,4% и 6,1% соответственно).

Компании-лидеры

В пятерке лидеров на рынке добровольного страхования привычную расстановку нарушила компания "Агрострахование-Сибирь", занявшая по итогам полугодия первую позицию с приростом 143,4%. Ранее она в нашем рейтинге участия не принимала. На рынке эта компания работает с первого квартала 2003 года и проводит операции исключительно по имущественному страхованию, специализируясь на страховании урожая за счет средств бюджета. Упрочил позиции "Ингосстрах", занявший вторую строку. С незначительным отрывом третье и четвертое место поделили ЖАСО и "Согласие". Замыкает пятерку лидеров "Росгосстрах".

Структура собранной страховой премии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменилась. Основная масса сборов приходится на имущественное страхование (63%), что объясняет присутствие в первой десятке компаний, ориентированных главным образом на обслуживание собственных учредителей. Этим же подтверждается рост страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей (127%). Значительно увеличилось страхование грузов (78,4%). Взносы юридических лиц обусловили подъем добровольного медицинского страхования (41,5%).

На рост имущественного страхования существенно повлияло также население, активно страхующее свой транспорт (93,6%). Страхование домашнего имущества прогрессирует гораздо скромнее - всего 13,6%. И если в части заключения договоров автострахования компании уже освоили кросс-продажи, сопровождающие ОСАГО, то по другим видам имущества прорыва не наблюдается.

На 1 029,3% выросло страхование финансовых рисков. Основная заслуга в этом принадлежит компании "УралСиб": ее доля здесь - 98,7%. Добровольное страхование автогражданской ответственности сократилось на 20,7%. Отрицательную динамику показало и страхование гражданской ответственности опасных производственных объектов (минус 1,6%). Единственный прогрессирующий вид в страховании ответственности (рост - 17,1%) - ответственность профессиональная.

Итоги ОСАГО

По итогам I полугодия 2005 года страховщики Сибири собрали по ОСАГО 2,7 млрд рублей, а выплатили 1,4 млрд. Рост сборов - 1,34%. Рынок достиг стадии насыщения, полисы ОСАГО имеют все автовладельцы. Дальнейший рост рынка связан с увеличением количества мощных автомобилей, а также с перезаключением договоров.

За рассматриваемый период уровень выплат по ОСАГО увеличился с 32% до 54%. Согласно законодательству, максимальный уровень убыточности, который могут себе позволить страховщики, - 77%. 20% направляются на осуществление ОСАГО, 3% формируют резервы компенсационных выплат.

Наивысший уровень выплат в Сибири наблюдается в Республике Алтай - 75,8%. В Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае - более 61%, в остальных субъектах СФО - менее 50%.

По сравнению с первым кварталом 2005 года наблюдается незначительное падение уровня выплат. Это, скорее всего, влияние сезона: народ в отпусках, движение в городах не столь интенсивно, следовательно, ДТП меньше. Можно прогнозировать, что по итогам третьего квартала 2005 года снижение будет компенсировано, выплаты увеличатся. Не стоит забывать и о том, что на уровень выплат влияют неурегулированные страховые случаи. Например, если в ДТП владелец получил травмы, то выплата может быть произведена спустя длительное время, как только пострадавшая сторона оценит ущерб и заявит о нем.

По оценкам специалистов, в целом по России уровень выплат может выйти на 77% к концу 2005 года, к началу 2006-го подняться до 80%, а к осени 2006-го преодолеть 100-процентный порог. В первую очередь кризис роста убыточности коснется крупных сибирских городов и северных населенных пунктов. Как показала двухлетняя практика, в плане тарификации в законе об ОСАГО допущены несколько ошибок. Во-первых, излишне завышен коэффициент, зависящий от мощности автомобиля. Оказалось, что владельцы более мощных машин (как правило, дорогих иномарок) водят аккуратнее, а основная часть ДТП приходится на отечественные авто. Во-вторых, территориальный коэффициент для крупных городов (Барнаул, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск) составляет 1,3, а для близлежащих населенных пунктов - менее 1 вплоть до 0,4 для сельской местности. Хотя ни для кого секрет, что люди из пригородов на работу ездят в мегаполисы.

Растущая убыточность в первую очередь коснется компаний регионального уровня. При отсутствии территориальной дифференциации в сборах сложно сформировать сбалансированный портфель по ОСАГО. Только компании федерального уровня могут контролировать рост убыточности: за счет широкого территориального присутствия, например в городах и на селе, они способны нивелировать уровень выплат.

Проблем у сибирских страховщиков из-за ОСАГО еще не было, но вот у их коллег из Москвы, Санкт-Петербурга и с Урала они уже появились. Федеральной службой страхового надзора (ФССН) приостановлены лицензии на ОСАГО у страховых фирм "Авест" и "Росмедстрах" (Москва), "Доверие" (Санкт-Петербург), Страхового общества правоохранительных органов Республики Татарстан (Казань), Западно-Сибирской транспортной компании (Нижневартовск) и Евро-Азиатской компании (Екатеринбург). Если на период начала действия закона на рынке работали 170 страховщиков, то через два-три года их останется, по оценке ФССН, около 30. Банкротства страховых компаний будут восприниматься как значительный негатив. Выходом может стать объединение, укрупнение, присоединение или даже продажа компаний. Значит, рынок будет двигаться в сторону еще большей концентрации.

Лидеры рынка ОСАГО

Правит бал в этом сегменте рынка компания "Росгосстрах", опередившая ближайшего конкурента - "Росэнерго" - в 4,7 раза. Причем основная доля выплат приходится на имущество (93%) и только 7% - на возмещение вреда жизни и здоровью, что подтверждает известный тезис: здоровье в приоритетах россиян далеко не на первом месте.

Доля ОСАГО в совокупном страховом портфеле многих компаний в первом полугодии 2005 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом. Мы рассматриваем эту тенденцию как положительную, связанную с ростом кросс-продаж: по нашей версии, страхование по ОСАГО побудило интерес к другим видам страхования не только у населения, но и у юридических лиц.

Инфраструктура ОСАГО

"Введение закона об ОСАГО россияне воспринимали как дополнительный налог для автовладельцев, - говорит директор Восточно-Сибирского регионального филиала страховой компании "Энергогарант" Нина Шатурная. - Как показали результаты мониторинга, проведенного нашими специалистами, сегодня автовладельцы относятся к "автогражданке" как к социальной услуге, которая позволяет возместить убыток, возникший вследствие ДТП. Все чаще наши страхователи заключают договоры добровольного страхования автомобилей от угона и ущерба, что позволило расширить страховое поле в регионе".

Принятие закона об ОСАГО потребовало от страховых компаний создания инфраструктуры: открытия офисов продаж, центров урегулирования убытков, налаживания службы аварийных комиссаров и набора страховых агентов. Параллельно со страховщиками активизировались оценочные компании. Пока их деятельность воспринимается неоднозначно. На этот аспект обращает внимание начальник управления ОСАГО страховой компании "Русский мир" Андрей Знаменский: "Работа независимых экспертов никак не регламентирована, при оценке они используют разные методики, что приводит к частым конфликтам между клиентом, страховой компанией и оценщиком".

Кроме независимой экспертизы, важны в реализации закона и отношения страховых компаний с органами ГИБДД. Опытом взаимодействия делится директор по автострахованию страховой компании "Надежда" Наталья Тасейко: "Наши сотрудники участвуют в разъяснительных мероприятиях относительно правильности применения закона об ОСАГО, в мероприятиях ГИБДД по повышению безопасности дорожного движения среди детей, также мы проводим совместные рекламные акции".

Но одних усилий страховщиков недостаточно. Как показала практика, в законе есть ряд недоработок. Начальник отдела выплат управления регионального развития страховой компании "Спасские ворота" Юрий Щербаков предлагает "устранить противоречия закона об ОСАГО с гражданским законодательством РФ, пересмотреть территориальные коэффициенты и ввести четкое понятие внутренней территории организации". Заместитель генерального директора "Московской страховой компании" Александр Федонкин дополняет: "Необходимо увеличение лимита выплат по случаям вреда жизни и здоровью при ДТП с несколькими потерпевшими". Сейчас установлено ограничение в размере 240 тыс. рублей. К сожалению, на российских дорогах происходят аварии, когда пострадавшими оказываются и больше десяти человек (ДТП с участием маршрутных такси, наезд автотранспортного средства на остановку). Тогда эта сумма явно недостаточна.

Директор филиала "Ингосстраха" в Улан-Удэ Валерий Чагдуров рекомендует "привязать договор к страхователю, а не к транспортному средству". Особенно это положение касается страхователей, у которых несколько автомобилей: одно лицо, по разным договорам ОСАГО, может иметь разные классы в зависимости от количества выплат.

Начальник управления маркетинга, рекламы и связей с общественностью страховой компании "Согаз" Алексей Смертин считает: "Нужно упростить процедуру выплат за причинение вреда жизни и здоровью". Консолидированная точка зрения руководства опрошенных страховых компаний - предоставление возможности потерпевшей в ДТП стороне обращаться за возмещением в свою страховую компанию, а также необходимость увеличения базовых страховых тарифов.

Проблема для всего рынка - участившиеся случаи страхового мошенничества. С ними поможет бороться система "Спектр", запущенная при содействии Российского союза автостраховщиков. Она позволяет оперативно отслеживать автомобили с "темным" прошлым и еще на стадии заключения договора выявлять мошенников. Следствие внедрения этой системы - сокращение количества инсценированных угонов.

В заключение отметим: несмотря на все шероховатости, закон об ОСАГО сыграл положительную роль - он повысил защищенность как автовладельцев, так и пешеходов на дороге. У страховых компаний появился мощный стимул для развития. Вот только воспользоваться "подарком" смогли не все.