Миллион алых роз

На 8-е Марта девять из десяти букетов, подаренных женщинам, будут доставлены из других стран. И только одна композиция окажется составленной из цветов местного производства

Восьмого марта представительницам прекрасного пола родословная букета, конечно, будет безразлична. Был бы оказан знак внимания. Но если говорить о повседневной жизни рынка живых цветов, то это момент весьма интересный. Сегодня наш цветочный рынок в подавляющем большинстве зависим от импорта. Российским производителям цветов принадлежит менее 10% рынка. Конечно, цветы — не хлеб насущный, не нефть. Наверное, для России иметь собственное производство живых цветов в стране не так уж принципиально. Но случись однажды какая-нибудь загвоздка в поставках цветов из зарубежных стран (как, например, в 2004 году, когда Россией был наложен запрет на ввоз цветов из Голландии), и российский рынок цветов начинает лихорадить. Для местных цветочных салонов в такие моменты наступают тяжелые времена. А рассчитывать в родном отечестве в этой ситуации практически не на кого. Да, в Сибири можно выращивать лимоны, виноград. Но вот цветы — не по силам. В Новосибирской области единственное промышленное производство живых цветов сосредоточено в муниципальном унитарном предприятии — совхозе «Цветы Сибири». Его основной соперник — заграница. А поскольку она от Сибири далеко, мы за праздничным настроением отправляемся в совхоз «Цветы Сибири».

Встреча

Директор совхоза Михаил Балашов встречает меня и нашего фотографа вполне естественным для предпраздничной суеты разговором.

— Я сегодня в 4 часа проснулся, у меня в голове одни тюльпаны! Их же надо успеть продать до 8 марта. Надо, чтобы они вовремя расцвели. Ведь если бутоны раскроются на следующий день, они уже никому будут не нужны, — говорит он. — А как мы повлияем? Это обычное живое растение, требующее тепла, ухода, света, которые мы не всегда в состоянии дать. Поскольку зависим от природы и множества внешних факторов, у нас нет системы регулировки климата в теплицах. И если, к примеру, сегодня с ТЭЦ нам дадут недостаточно тепла, то мы ничего сделать не сможем. Для нас и для тюльпанов это будет катастрофа, беда! Поэтому накануне праздников нам приходится просчитывать не один раз: когда их посадить, когда срезать. У нас ведь, как у биатлонистов, всегда нужно стрелять в десятку.

— Да, это точно, — соглашаемся мы. — Но, с другой стороны, что о них думать? Вы уже все сделали для того, чтобы успеть в срок. Теперь остается только ждать. Или у вас есть в запасе заклинания, которые цветы послушаются?

— Есть, конечно. И слова знаю, и хитрости разные…

— А расскажите! Интересно же.

— Нет. Ни за что. Это моя коммерческая тайна, — парирует директор.

Мы смотрим на зеленое поле просыпающихся от зимнего сна тюльпанов. Рядом работники. Срезают первые цветы — желтые, красные. Делают из них небольшие букеты, заворачивают в обычную серую бумагу и пишут римскую единицу. Цветы — первого сорта. Эпитет «местные» или «сибирские» для любого покупателя живых цветов в Новосибирске означает, что букет не подведет и простоит в вазе очень долго. Осенью особенно приятно покупать ароматные розы, а весной тюльпаны — почему-то именно с ними кажется, что совсем близко звонкие ручьи и быстрая капель.

Единственный и неповторимый

У совхоза «Цветы Сибири» исключительное положение на местном рынке. В производстве цветов он монополист. Кроме него в Новосибирской области никто не занимается массовым выращиванием живых цветов. В теплицах совхоза в разное время расцветают тюльпаны, розы, лилии, хризантемы. Там же около сотни видов горшечных культур, к весне выращиваются более 40 видов цветочной рассады, а также рассада овощных культур.

В отделе растениеводства администрации Новосибирской области так и не смогли добавить к нашему списку производителей живых цветов, в котором числился только этот совхоз, ни одного предприятия. «Есть, наверное, частники какие-нибудь, которые имеют по одной теплице и выращивают на продажу некоторое количество цветов, — туманно предположили там. — Но это же любительский уровень. Так что подобное в расчет не берется».

Приблизительно такая же ситуация и в соседних регионах. Там тоже есть по одному специализированному муниципальному предприятию, которое выращивает цветы и занимается озеленением города. Клумбы Новосибирска летом играют разноцветьем только благодаря «Цветам Сибири». В этом году будет высажено свыше 1 млн цветов более трех десятков видов. Совхоз за эту работу получит порядка 8 млн рублей. Для предприятия это основная статья доходов. «Если бы не поставки рассады городу, то благодаря такой зиме, как в нынешнем году, ничего бы здесь вы уже не увидели, — говорит директор. — Из-за сильных морозов был слишком большой расход тепловой энергии. Централизованная закупка нашей продукции выручила совхоз».

Монопольное положение в производстве вовсе не означает для предприятия легкую жизнь. Это прежде, в дорыночную эпоху, «Цветы Сибири» были полноправными хозяевами. Они практически единственные продавали в Новосибирске букеты живых цветов. У МУПа в Новосибирске всего три торговые точки и есть несколько киосков на станциях метро, в то время как в городе сегодня только цветочных салонов и магазинчиков около 50, большинство из которых представляют собой сетевую форму торговли. Все они работают в основном с зарубежной продукцией.

Как говорят в «Цветах Сибири», их предприятие проигрывают зарубежным коллегам в главном — отпускной цене. «На голландской бирже можно купить розу максимум за полдоллара. А себестоимость сибирской — в среднем 1 доллар. Доставка цветов из-за границы, если она оптовая, обходится в копейки. Грубо говоря, она добавляет к стоимости каждого цветка около одного рубля. Нам за таким уровнем цен просто не угнаться», — поясняет Михаил Балашов. Как раз высокая себестоимость производства, считает он, и является главной причиной отсутствия интереса к выращиванию цветов со стороны частных предпринимателей.

Проигрышный момент

На втором месте после цветов у Михаила Балашова тема тепловой энергии. Для тепличного хозяйства, тем более сибирского, это действительно более чем актуально. Год назад в одном из тепличных хозяйств Кемеровской области, в совхозе «Суховский», мне рассказали, что в условиях Сибири гораздо разумнее строить теплицы на естественных или попутных источниках тепловой энергии, можно обогревать тысячи квадратных метров за счет котельных, работающих на природном газе. Только в этом случае можно говорить об эффективном процессе производства цветов, овощей и других тепличных культур. В противном случае теплица, с учетом суровых морозов, порой ниже 40 градусов по Цельсию, удовольствие дорогое. Платежи за потребляемое тепло оказываются близки к доходам, которые получает предприятие от продажи своей продукции. «Правительством введено постановление о том, что сельскохозяйственные предприятия, производящие овощную продукцию в парниках, теплицах, имеют право платить только 50% от стоимости энергии. Но на практике это не выполняется. В результате наше производство низкорентабельно», — продолжает Михаил Балашов.

При этом у тепличного хозяйства, такого как «Цветы Сибири», нет реальной возможности влиять на качество поставляемого тепла и требовать обеспечения необходимых для производства параметров тепловой энергии. В этом случае, конечно, идеальный вариант — собственная мини-котельная. Но о таком в «Цветах Сибири» не мечтают. Впрочем, как и не планируют модернизацию производства. Хотя она давно требуется предприятию: все теплицы построены в 1970-х. Кирпич и стекло — забытые современными тепличными хозяйствами материалы — здесь представлены во всей красе. В совхозе посчитали, что модернизация одной стандартной теплицы площадью 1 000 кв. м будет стоить 5 млн рублей. Сопоставили эти расходы с собственными доходами и пришли к выводу, что продолжат работать в тех условиях, что были созданы при строительстве хозяйства.

В целом по России из сотни цветочных хозяйств сохранилось только 20–25. «Они попросту разорились, — комментирует Михаил Балашов. — Высокие затраты на производство вынудили большинство предприятий, подобных нам, уйти с рынка. Оставшиеся тоже преуспевающими не назовешь».

Тем не менее, сегодня у «Цветов Сибири» есть несколько рыночных преимуществ, которыми вполне можно грамотно распорядиться. Прежде всего — географическое положение: предприятие расположено непосредственно в городе, что позволяет экономить на транспортных расходах и активно расширять рынок сбыта своей продукции. Тем более что совхоз имеет статус муниципального унитарного предприятия, а одним из крупных арендодателей на территории города является как раз муниципалитет.

Конкуренция с зарубежными поставщиками вынудила «Цветы Сибири» существенно расширить ассортимент продукции. Сейчас 6 теплиц заняты новейшими французскими сортами роз. При этом, не смотря на разницу в себестоимости зарубежной и местной продукции, на розничном рынке цветов цены достаточно близки. И здесь, если развивать собственную сеть продажи цветов, у «Цветов Сибири» нет препятствий. Все возрастающий интерес к неизвестным и редким растениям и покупка цветов не только в праздники гарантируют совхозу устойчивый спрос. «Очень популярны экзотические растения, — говорит по этому поводу Михаил Васильевич. — Народ почувствовал красоту. Люди приходят, интересуются, берут растения в горшках. Тем более что сегодня появилось много коттеджных поселков, в дома которых требуются красивые растения». С другой стороны, наличие в регионах таких предприятий, как «Цветы Сибири», в какой-то, пусть в незначительной степени, но все же обеспечивает устойчивость местного цветочного рынка. Ведь в крайнем случае у цветочных салонов будет хоть какая-то альтернатива заграничным поставкам цветов.