Cибирский федеральный округ лишь с натяжкой можно назвать нефтяным регионом России. Основой нефтедобывающей отрасли является Томская область. Хотя в последнее время впечатляющие результаты демонстрирует Новосибирская область: в 2005 году уровень добычи превысил знаковый рубеж — 1 млн тонн.
Хозяева новосибирских недр
На сегодня извлекаемые запасы нефти на территории Новосибирской области оцениваются в 37–38 млн тонн. Добычу ведут в Северном районе, возле границы с Томской областью, две нефтедобывающие компании — «Новосибирскнефтегаз», входящий в холдинг ТНК-ВР, и «Северноенефтегаз», дочерняя компания «Русснефти».По итогам 2005 года здесь было добыто 1,437 млн тонн, в сравнении с общероссийским уровнем — 470,2 млн тонн — это только ручеек в большом потоке крупных компаний.
Всего в регионе существует 9 месторождений, но эксплуатируются пока только 2. «Новосибирскнефтегаз» владеет лицензией на самое крупное на этой территории Верх-Тарское месторождение с извлекаемыми запасами в 30 млн тонн нефти, которые составляют порядка 78% всех запасов области. На этом месторождении ведется добыча нефти с 2000 года, и она уже достигла порядка 1,5 млн тонн в год. Помимо этого, компании принадлежат лицензии еще на 6, но уже существенно меньших по размерам, месторождения — Восточное, Ракитинское, Тай-Дасское, Межовское, Восточно-Межовское и Веселовское. Их эксплуатация еще не началась.
На втором месте по объему добычи нефти в Новосибирской области находится месторождение Малоичское, принадлежащее «Северноенефтегазу»: в 2005 году добыто 80 тыс. тонн нефти. Также эта компания владеет лицензией на Восточно-Тарское месторождение. Суммарный объем извлекаемых запасов на двух месторождениях составляет около 2,7 млн тонн.
Сколько у нас нефти?
Несмотря на то, что Новосибирская область является полноправным членом «клуба миллионеров» — регионов, где годовая добыча нефти превышает 1 млн тонн, потенциал нефтегазового комплекса региона невелик. К тому же, по оценкам Института геологии нефти и газа СО РАН, после 2010 года ожидается снижение ее добычи: с 1,8 млн тонн до 800 тыс. тонн к 2020-му. «Падение связано с ожиданием исчерпания сырьевой базы после 2010–2011 годов, — говорит ведущий научный сотрудник Института геологии нефти и газа СО РАН Андрей Коржубаев. — Эксплуатация любого месторождения предполагает прохождение определенных общих стадий разработки проекта. Сначала оно находится в фазе опытно-промышленной эксплуатации, затем выходит на промышленную добычу: в этот период резко наращивается уровень текущего производства, что как раз происходит сейчас на Верх-Тарском месторождении. После этого наступает фаза стабилизации (в нефтяном сообществе она называется «полкой»), которая длится в течение нескольких лет, а дальше идет неуклонное устойчивое падение. Чтобы в Новосибирской области поддерживать добычу нефти, необходима новая сырьевая база. Хотя значительных геологических перспектив для ее расширения на данный момент пока не существует».В то же время у генерального директора «Новосибирскнефтегаза» Рамиля Булгакова более оптимистичный взгляд: «На сегодня наш прогноз по добыче нефти на четырех собственных месторождениях составляет 3 миллиона тонн в год к 2010 году, но поскольку три месторождения еще требуют доразведки, эта цифра может вырасти». Но даже если всю добытую в области нефть подвергнуть внутренней переработке, то полученных нефтепродуктов будет недостаточно для удовлетворения потребностей области.
Нефтяная отрасль в Новосибирской области не является приоритетным направлением стратегического развития регона
Неизбежная зависимость
В связи с тем, что в области отсутствуют собственные нефтеперерабатывающие мощности, основной объем нефтепродуктов доставляется в область с Омского (ОАО «Сибнефть») и Ачинского НПЗ (ОАО НК «ЮКОС»), на долю которых приходится около 75% всех поставок. Остальные 25% завозятся с заводов в европейской части страны, входящих в состав нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР, а также с НПЗ химического холдинга «Башнефтехимзаводы».
В последние три года уровень потребления нефтепродуктов в Новосибирской области составляет 1,5 млн тонн в год — 1,2% от общероссийского показателя. Причем основной объем приходится на конечных потребителей, прежде всего в сфере автомобильного и авиационного транспорта. Так, доля авиационных топлив в общей структуре — более 20%, что существенно превышает показатели среднего уровня по России — 4,5 %.
Доставка горюче-смазочных материалов в основном осуществляется в область трубопроводным и железнодорожным транспортом. С Омского НПЗ при отгрузке нефтепродуктов используют трубопроводный транспорт (нефтепродуктопровод Омск–Татарск–Барабинск–Чулым–Сокур, оператор ОАО «Сибтранснефтепродукт»), железнодорожную дорогу, речной и автомобильный транспорт. С Ачинского НПЗ бензин в Новосибирскую область поставляется только железнодорожным транспортом.
Уже на территории области нефтепродукты поступают к конечному потребителю (АЗС, аэропорты, автотранспортные предприятия, котельные) через операторов оптового рынка сбыта. Крупнейшими из них являются ОАО «Новосибирскнефтепродукт», контролируемое ЮКОСом и ОАО «Сибнефть», и самостоятельное оптовое предприятие «Красный Яр» (пос. Красный Яр).
Затраты на приобретение нефтепродуктов извне выше, чем на внутреннюю переработку. Очевидно, что добывать, перерабатывать нефть в одном месте и обеспечивать область нефтепродуктами более выгодно, нежели увозить сырье на НПЗ за пределы региона, а затем везти сюда нефтепродукты. В связи с этим область проработала вопрос о строительстве нефтеперерабатывающего завода в городе Барабинске. «Новосибирскнефтегаз», поставляющий добываемую на Верх-Тарском месторождении нефть по трубопроводу Верх-Тарское месторождение – Барабинск («врезан» в магистральный нефтепровод «Транснефти»), уже планирует по мере сдачи завода в эксплуатацию перерабатывать часть свого сырья там.