Великий путь

Экономика и финансы
Москва, 05.06.2006
«Эксперт Сибирь» №21 (118)
Россия имеет все возможности для вступления во Всемирную торговую организацию в первом квартале 2007 года

На начало июня Россия завершила переговоры по доступу на мировой рынок товаров и услуг с 57 членами ВТО. Это практически все участники торговой организации, которые захотели вести переговоры с Россией. Переговоры осталось завершить с несколькими странами: США, Австралией, Молдовой.

Исходные предпосылки

В середине мая Министерство экономического развития и торговли РФ организовало интернет-конференцию для регионов «Присоединение России к ВТО», где было заявлено, что на повестке дня этих стран остались в основном технические вопросы. Исключение — США, с которыми самые большие сложности. Здесь переговоры идут на грани экономики и геополитики. Таким образом, сегодня ясны условия доступа товаров и услуг и определен уровень таможенных пошлин, которые Россия сможет применять на дату присоединения и после истечения переходных периодов. Эти переходные периоды составят от трех до семи лет. Семилетний переходный период, в течение которого произойдет снижение таможенных пошлин, будет применен в отношении наиболее чувствительных к импортным аналогам групп товаров — например, продукции машиностроения или химической отрасли. По рынку услуг переходный период достаточно мал, но он также есть.

Перспектива переговорного процесса понятна: на столе переговоров остаются еще 10–15 вопросов, связанных с отдельными законами, а также с элементами экономической политики правительства, касающейся, к примеру, вопросов лицензирования деятельности на рынках алкоголя, фармацевтических товаров. Но есть более глобальные и сложные проблемы, такие как гармонизация железнодорожных тарифов для перевозки внутренних грузов. В соответствии с требованиями ВТО эти тарифы должны быть едины, а ведь известно, что сохраняется определенная разница между ними. Она должна быть постепенно устранена.

Другой вопрос затрагивает интеллектуальную собственность. Он наиболее тяжелый, потому что здесь нет количественной оценки уровня защиты интеллектуальной собственности. «В большинстве стран в той или иной мере права интеллектуальной собственности нарушаются. Те меры, которые принимаются в России правоохранительными органами, способствуют существенному изменению положения в этой сфере. Здесь вектор нашего движения полностью совпадает с требованиями членов ВТО, — рассказывает директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ, глава делегации на переговорах по присоединению России к ВТО Максим Медведков. — Россия — страна, которая производит интеллектуальную собственность, и мы сами заинтересованы в том, чтобы она была хорошо защищена».

Что остается? Остается большой блок вопросов, касающихся системных проблем, связанных с возможностью России выполнять обязательства перед Всемирной торговой организацией.

В целом страны-члены ВТО согласны с тем, что российское законодательство соответствует нормам соглашения ВТО. Но ряд стран европейского сообщества и США считают, что в области правоприменения у нас существуют проблемы. «Мы обсудили весь торговый режим, пришли к выводу, что на 99% законодательные нормы РФ приведены в соответствие нормам ВТО, — утверждает Максим Медведков. — Нам осталось сделать несколько поправок, в основном технических, по трем–четырем федеральным законам».

То есть можно сказать, что с точки зрения законодательства мы уже живем в условиях ВТО — еще до вступления выполняем требования, хотя и не можем пользоваться правами членства в ВТО для всех стран-участниц. Но переговоры о вступлении продолжатся до тех пор, пока мы не выйдем на условия, с одной стороны, полностью нас устраивающие, и с другой — создающие позитивный баланс для участия России в ВТО, где возможные минусы полностью перекрываются плюсами.

Переходные периоды

Переходные периоды варьируются в зависимости от конкретного товара, а не от сектора экономики. И процесс перехода не менее интересен. «Прежде всего в течение первого года после присоединения к ВТО никаких изменений в ставках пошлин не произойдет. Первое снижение, там, где оно оговорено, произойдет не раньше 1 января второго года, следующего за присоединением России к ВТО, — говорит заместитель директора департамента торговых переговоров Андрей Кушниренко. — По абсолютному большинству товаров мы договорились, что снижение будет производиться равными долями в течение каждого года переходного периода. Открытие рынка придется на заключительные три года этого периода».

Тарифная защита после присоединения РФ к ВТО будет играть принципиально иную роль, нежели ту, которую она играет сегодня. Дело даже не столько в изменении конкретных ставок пошлин, сколько в изменении самой психологии, менталитета в этой области. Ведь правительство берет на себя обязательства «связать» эти ставки пошлин на определенном договорном уровне, то есть выше этих значений прыгнуть будет очень сложно или невозможно. Следовательно, к изменению пошлин следует готовиться уже сейчас и все результаты переговоров, как только они будут завершены, приобретут окончательный статус.

По заявлениям представителей МЭРТа, министерство намерено заблаговременно ознакомить всех хозяйствующих субъектов России. «В некоторых случаях для предприятий они могут оказаться непростыми, но будет определена тарифная политика государства на ближайшие три, пять, шесть лет, и она дает значительно больше, чем нынешняя ситуация, когда тарифы могут изменяться в любую сторону достаточно быстро и очень часто. После присоединения к ВТО, если говорить именно о защите рынка, основная тяжесть ляжет на сферу применения защитных мер», — считает Андрей Кушниренко.

Подключение ресурса

Присоединение к ВТО — это не только проблема взаимоотношений российской экономики, ее субъектов с зарубежными конкурентами, но и вопрос дешевого импорта. Кроме того, возникает сильная конкуренция между отдельными отраслями российской экономики, которые можно условно назвать товаропроизводителями и товаропотребителями. То есть ряд отраслей, которым требуется импортное технологическое оборудование для перевооружения производства, безусловно, заинтересованы в том, чтобы инвестиционный спрос удовлетворялся за счет дешевого импортного оборудования. В то же время существуют производители аналогичного оборудования в самой России. Они ставят перед правительством задачу протекционистской защиты этих секторов, чтобы через определенный срок конкурировать с импортом. Такие примеры можно привести не только по оборудованию, но и по готовой продукции, ориентированной на внутренний спрос, на потребительский сектор.

«Одна из основных задач бизнес-сообщества — создание внутри самого бизнеса оптимальной программы, системы сдержек и противовесов, чтобы можно было в целом говорить об оптимальной траектории выхода на открытую конкуренцию. Чтобы не угнетать те отрасли производства, которые в состоянии стать конкурентоспособными», — считает председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Переговоры о присоединении к ВТО являются по сути единственной внятной промышленной политикой

Беда нашей общей политики заключается в том, что переговоры о присоединении к ВТО являются по сути единственной внятной промышленной политикой. Ее обратной стороной должна быть выработка программ поддержки тех секторов и отраслей, которые оказываются незащищенными в ходе переговоров, через переходные периоды, через другие защитные меры. «К сожалению, у нас таких программ не существует. В итоге может оказаться так, что все преимущества, которых добилась переговорная делегация и правительство в целом, не будут использованы. Это серьезная проблема. В диалоге бизнеса и власти эта тема явно не присутствует», — говорит Александр Шохин.

Сухой остаток

Итак, 2007 год не за горами. Уже сейчас мы должны понимать, как обеспечивать конкурентоспособность российской экономики регионов и их ведущих отраслей. Речь идет о сочетании инструментов тарифного и нетарифного регулирования, с одной стороны, и методов денежно-кредитной политики — с другой. При укреплении рубля темпами, превышающими 10% в год, наш средневзвешенный таможенный тариф, равный фактически темпу усиления рубля, съедается и становится неэффективным в качестве защитной меры. Переход на торговлю биржевыми товарами с использованием российской валюты означает, что спрос на рубли может возрастать, и динамика укрепления ускорится. В итоге мы выйдем на паритет покупательной способности, и для многих предприятий, ориентированных на внутренний спрос, это станет настоящей проблемой.

Получается, что меры общего регулирования денежно-кредитной политики должны четко сочетаться с мерами прямой поддержки отраслей, в том числе с реализацией инфраструктурной политики. Речь идет собственно о стратегии содействия отраслям: сельхозмашиностроению, авиапрому и ряду других.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №21 (118) 5 июня 2006
    Игорная индустрия
    Содержание:
    Игра по-крупному

    Рассматриваемый в Государственной Думе закон о регулировании организации и проведения азартных игр положил начало кампании по наведению порядка в игровой индустрии сибирского региона

    Реклама