На взлет без «Полета»

12 июня 2006, 00:00
  Сибирь

Омский «Полет», несмотря на отказ России участвовать в совместном с Украиной проекте Ан-70, продолжит работу над самолетом, но в значительно меньших объемах.

Киевский авиационный завод «Авиант» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Полет» официально подписали соглашение о создании первого серийного военно-транспортного самолета Ан-70 еще в 2004 году. Предполагалось, что госзаказчиками самолета, способного совершать посадку и взлет на малых взлетно-посадочных полосах, станут Министерства обороны РФ и Украины. Потребность Украины в Ан-70 составляла 65 штук, России — 164.

Противником реализации проекта выступил тогдашний главком ВВС Владимир Михайлов, продвигавший Ил-76МФ. По его заявлению, Ан-70 имел множество недостатков еще на стадии проектирования. В подтверждение слов главкома в январе 2001 года экспериментальный Ан-70, собранный на «Авианте» еще до подписания официального межгосударственного соглашения, упал на аэродроме в Омске. Тогда самолет собрали и вновь поставили на крыло именно на «Полете». Это стало поводом для лоббирования проекта со стороны губернатора Омской области Леонида Полежаева. Ему удалось на федеральном уровне заручиться поддержкой и выбить лицензию на серийную сборку самолета на омском предприятии. Cибирские авиастроители вложили в подготовку лайнера более 100 млн рублей. Областные власти оказали поддержку «Полету», реструктуризировав в конце 2002 года задолженность предприятия перед бюджетом в размере 300 млн рублей.

Но вопрос о серийном производстве так и не был решен и, видимо, теперь решен уже не будет. В конце мая в Баку министры обороны России и Украины поставили точку в проекте создания Ан-70. Украина продолжит работу самостоятельно. При этом потери России оцениваются как минимум в миллиард долларов.

Между тем на «Полете» не теряют надежды сохранить возможность продолжения сотрудничества с «Авиантом» по уже существующим контрактам. По словам советника генерального директора ФГУП «ПО «Полет» Виталия Щетинина, соглашение об изготовлении освоенных «Полетом» узлов для двух самолетов действует и сейчас. В дальнейшем омское предприятие готово выступить партнером «Авианта», если в этом будет нуждаться украинский завод. Как отметил руководитель Управления оборонной промышленности, энергетики и связи правительства Омской области Валерий Лось, вероятнее всего, от «Авианта» будут поступать минимальные объемы заказов, так как программа Ан-70 даже не включена в план оздоровления ФГУП «ПО «Полет», имеющего долги перед бюджетами всех уровней.