Сбой в расписании

12 июня 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Проблема многочасового ожидания автобусов на остановке и трата нервов и здоровья для того, чтобы попасть с одного конца города на другой, решилась в тот момент, когда рынок городских пассажироперевозок стал открыт для частного бизнеса. Количество частных маршрутных такси росло как на дрожжах, новые маршруты связали спальные районы с деловыми кварталами, одновременно оптимизировались интервалы движения. Транспорт наряду с торговлей стал активно развивающейся сферой малого бизнеса.

При этом безоблачными отношения между владельцами маршруток и местными властями не были никогда. Участники этого бизнеса давно привыкли жить под пристальным надзором муниципалитета и ждать очередных неприятностей. «Нас только дустом не травили», — сказал в разговоре один из новосибирских владельцев нескольких маршрутных такси. Самыми острыми проблемами всегда были тарифы на перевозки и вопрос льготников. Но нынешние инициативы местной власти выводят оппонентов на совершенно новый уровень конфронтации, поскольку грозят вылиться в крупные социальные конфликты. Требования заменить маленькие «Газели» большими «МАЗами» и «ЛиАЗами» могут обрушить всю существующую систему пассажироперевозок и ставят вопрос о существовании бизнеса частных перевозчиков.

Назвав в качестве причины необходимость разгрузки городских магистралей и повышение безопасности пассажиров и вооружившись научными исследованиями о том, какой должна быть маршрутная сеть, муниципалитеты постановили: маршрутных «Газелей» на дорогах должно стать меньше, а больших автобусов — больше. Согласно их подсчетам один «МАЗ» может заменить четыре или даже шесть «Газелей». Удивительно, но разговорами дело не ограничилось, началось активное претворение планов в жизнь. В Омске это уже привело к серьезной конфронтации.

Частные предприниматели не могут смириться с тем, что их выгоняют с рынка, на котором они долго и успешно работали. Наибольшую обиду у владельцев маршруток вызывает то, что в свое время власти дали им возможность свободно развиваться. Пусть они и регулировали тарифы, пусть подвергали постоянным проверкам, но достаточно предприимчивый человек вполне мог заработать этим делом себе на жизнь, а если повезет, то и приличный капитал сколотить. А теперь в одночасье многим из них придется оставить бизнес.

С тем, что замена шести «Газелей» на один «ЛиАЗ» приведет к снижению количества пробок и аварий просто потому, что транспорта станет меньше, конечно спорить сложно. Но нетрудно предсказать и другое следствие этой инициативы: резко увеличится временной интервал между рейсами, и для того чтобы доехать до работы, придется гораздо дольше ждать на остановке да еще и терпеть неудобства от поездки в переполненном салоне. В Новосибирске и сейчас, несмотря на большое число маршруток и частных автобусов, в часы пик весь транспорт забит под завязку. Такое резкое изменение условий вызовет недовольство горожан. И тогда пусть чиновники попробуют объяснить толкающимся пассажирам, что для обеспечения нынешнего уровня перевозок вполне достаточно и вдвое меньшего количества транспорта.

Как ни крути, не удастся муниципалитетам достигнуть той цели, к которой они стремятся, пытаясь пересадить частных перевозчиков на большие автобусы. В отсутствии эффективности бизнеса муниципальным автотранспортным предприятиям не поможет даже отсутствие конкуренции на этом рынке. А в том, что местная власть не способна создать на базе своей собственности хоть какой-то эффективный бизнес, можно убедиться на многих примерах.

Критика действий сибирских мэрий и администраций не означает, что на рынке частных пассажироперевозок нет никаких проблем, и водителей «Газелей» можно оставить без присмотра. Ведя борьбу с частниками, муниципалитеты совершенно забыли о том, что рынку необходима прозрачная и понятная всем субъектам система контроля и регулирования. Она должна следить за техническим состоянием выходящих на маршруты транспортных средств, профессиональной подготовкой водителей и проведением медицинских осмотров. Создание такой системы гораздо более важно для безопасности пассажиров, снижения аварийности и улучшения положения дел на городских магистралях.