"Игра по-крупному"
Под лозунгами упорядочивания и укрупнения через Госдуму протаскивается закон по уничтожению малых предприятий в игорном бизнесе. Игорь Артемьев и его антимонопольное ведомство должны бить в колокола и кричать на всю Рассею: "Караул! Малышей бьют! Не дадим монополизировать целую отрасль экономики нескольким олигархам!" Увы, это сегодня невыгодно: и так кровожадное общественное мнение (достаточно вспомнить о сторонниках смертной казни) готово растерзать этих "гребущих бабки несметные" предпринимателей из игорного бизнеса. Поэтому ФАС молчит. Думаю, после того как спиртное станет монополией государства, настанет очередь стать государственным игорному бизнесу. Так что веселитесь пока, мышки-предприниматели! Кошке-администрации президента пока не до вас.
Андрей Балабан
"Энергогарант"
Не будучи специалистом в энергетике, автор этих строк не в состоянии спорить с господином Эмдиным по технологическим аспектам проблем энергетики. Но вот по аспектам макроэкономическим (и скажем так: макрополитическим) вопросы напрашиваются. Прежде всего из материала совершенно непонятна стратегия "Иркутскэнерго" в контексте сценария развития всей российской энергетики (сиречь последствий ее реформы). Бесспорно, быть энергоизбыточным регионом приятно. Да, пока в масштабах отдельно взятой области все выглядит вроде бы благополучно (по крайней мере, на бумаге) есть-де у нас незадей- ствованные мощности, осталось найти механизм привлечения инвесторов и все будет хорошо. Наверно, так и было бы, если бы Иркутская область со своими энергоресурсами существовала сама по себе, отдельно от остальной России. Но Иркутская область неотъемлемая часть РФ со всеми вытекающими в частности, надвигающимся общенациональным энергокризисом, о котором неоднократно писал "Эксперт". Что произойдет, когда пресловутый "крест Чубайса" (превышение энергопотребления над генерацией энергии) обрушится на европейскую часть РФ? Не станет ли эта ситуация общенациональным бедствием, который мгновенно перечеркнет все замыслы и бизнес-планы "Иркутскэнерго" (и не его одного, разумеется)? Рассматривают ли топ-менеджеры иркутской энергетики эти форс-мажорные варианты, готовятся ли к ним и как? Об этом Сергей Эмдин умалчивает не важно, по своей воле или по воле журналистов, его расспрашивавших. Еще больше вопросов оставляет раздел о выходе на мировой (в данном контексте китайский) рынок электроэнергии. Из ответов Эмдина так и непонятно появится ли у "Иркутскэнерго" какая-то долгосрочная стратегия выхода на китайский энергетический рынок (вообще-то из них скорее следует, что такой стратегии нет). Можно предположить, что ее разработка упирается в проблемы более высокого уровня, чем региональный, от российско-китайских отношений в целом, включая экономический и, соответственно, энергетический блоки. А учитывая, мягко говоря, непостоянство наших межгосударственных отношений, говорить о какой-то осмысленной стратегии не приходится. Впрочем, ситуация может существенно измениться в недалеком будущем не следует забывать, что проблемы глобальной энергетики вынесены на повестку дня саммита G8 в Санкт-Петербурге. Не исключено, что "восьмерка" примет решения, которые самым непосредственным образом затронут и интересы "Иркутскэнерго".
Максим Кедров, Новосибирск