С продвижением туговато

Артем Слепец
21 августа 2006, 00:00
  Сибирь

Одно из перспективных направлений научно-исследовательских работ как у нас в стране, так и во всем мире — биотехнологии. Микробиологический синтез, в свою очередь, один из приоритетных сегментов в этой сфере. Создать инновацию — полдела, гораздо сложнее вывести лабораторный продукт в массовое производство. Существенная часть перспективных разработок так и остается нереализованной. Кроме того, даже самая перспективная разработка не всегда гарантирует быстрое получение положительного экономического результата. Необходимо еще и грамотное маркетинговое продвижение. Об этом рассказывает генеральный директор новосибирской компании ЗАО «Саяны», производителя газовихревых реакторов, Юрий Рамазанов.

— Компания «Саяны» работает на инновационном рынке уже достаточно продолжительное время. Как вы считаете, на каком уровне зрелости сейчас она находится?

— В инновациях мы, наверное, из фирм-старожилов и сейчас вступаем в пору зрелости. В этом году доходы от продажи нашей продукции начали покрывать расходы. Мы уже имеем первую зарубежную продажу. Также мы участвуем в различных тендерах на поставку биореакторов и многие из них выигрываем.

Причин успеха, на мой взгляд, две. Первая и самая главная — наша разработка реально востребована. Газовихревые реакторы — это принципиально новый класс аппаратов. Аналогов в мире не найти. Они могут использоваться в биотехнологиях, в химическом синтезе, микробиологии, в пищевой промышленности и других отраслях. Вторая — то, что разработка оценена в Федеральном агентстве по науке и инновациям при Министерстве образования и науки РФ и постоянно демонстрируется в составе российских экспозиций на различных международных выставках и даже в экспозиции Рособоронэкспорта.

— Какие существуют проблемы у отечественных инновационных фирм?

— Если мы говорим про высокотехнологичные разработки, предназначенные для серьезных промышленных процессов, то потенциальными их потребителями являются в основном федеральные государственные унитарные предприятия, управление которыми, как правило, сосредоточено в Москве, и, в конечном счете, внедрение разработки в производство зависит от московского чиновника. А ему лично интереснее купить что-нибудь за рубежом и отчитаться о переоснащении производства «новейшим» оборудованием, чем внедрять российскую инновацию. Крупный частный бизнес не готов вкладывать деньги в российские инновационные разработки, ему пока не до этого. Тем более что в России практически нет экспертных фирм, квалифицированно оценивающих инновации.

До тех пор, пока эта ситуация принципиально не изменится, российские инновационные разработки будут продвигаться тяжело. Быстрый и успешный выход российской инновационной фирмы на рынок — это скорее исключение, чем правило.

— Тогда единственная возможность окупить вложения — это выйти на международный рынок?

— За рубежом нас никто не ждет с распростертыми объятиями. Там очень жесткая конкуренция. К тому же получение различных сертификатов — долгая и весьма затратная процедура. Обычно, если разработка высокого уровня, проще продать иностранной компании лицензию. Зачастую для зарубежных фирм это дешевле, чем вкладывать деньги в исследования. Как правило, цель российских инноваций — заменить импорт.

— На какую помощь со стороны государства может рассчитывать инновационная фирма?

— Что касается государственной поддержки, то для ее получения разработка должна быть востребованной и действительно инновационной — принципиально новое устройство или технология. К сожалению, кроме фонда Бортника я не знаю ни одного фонда, который бы реально вкладывал деньги в инновации. Интересно узнать, в какие высокотехнологичные разработки вкладываются миллиарды из других венчурных инновационных фондов? Если инновация не только экономически, но и социально востребована, то фирма способна получить серьезный политический ресурс. Имея его, она может рассчитывать на повышенное внимание к своей разработке со стороны реального капитала.

— В Новосибирске создается технопарк, в котором один из приоритетов — развитие отечественных биотехнологий. Как вы оцениваете его перспективность?

— На мой взгляд, еще нет четкого представления, как он будет функционировать. Один из предлагаемых вариантов — организация конкурса и отбор в технопарк тех фирм, чьи проекты наиболее перспективны. Затем им на льготных условиях можно предоставлять площади под офисы и производство, обеспечивать общей инфраструктурой. Насколько приемлемыми для инновационных фирм, которые, как правило, небогаты, будут льготные арендные цены и другие условия, покажет время. Пока интересы инноваторов просматриваются слабо. Высказываются опасения, что Академгородок будет коммерциализирован и ослабит свои позиции как научный центр. Но надеюсь, что технопарк будет соответствовать своему назначению и поможет инновационным фирмам развиваться и нормально работать.