Пожизненное заключение

Рейтинг
Москва, 25.09.2006
«Эксперт Сибирь» №35 (131)
Несмотря на то, что объем рынка страхования жизни в последнее время уменьшается, в будущем этот продукт ожидает значительный рост

С 2005 года наблюдается снижение доли взносов страхования жизни в общем объеме добровольного страхования. Причиной нисходящего тренда в первую очередь являются результаты борьбы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) с серыми схемами в страховании жизни (выдача заработной платы на предприятии маскируется под страховые выплаты, за счет чего происходит оптимизация налогообложения).

Интерес к классическому долгосрочному страхованию жизни у страховщиков заметно растет. По данным ФССН, за первый квартал 2006 года лицензии на страховую деятельность получили две новые страховые организации, причем обе специализируются именно на страховании жизни. Кроме того, несмотря на то, что из компаний-участниц рейтинга только 27% проводили в первом полугодии 2006 года операции по страхованию жизни, это число постоянно увеличивается. «О потенциальной емкости рынка позволяет судить тот факт, что в развитых странах на его долю приходится от 40 до 80 процентов от общего объема страховых взносов. В то время как в нашей стране этот показатель составляет всего пять–десять процентов в зависимости от региона», — говорит руководитель направления страхования жизни Страхового Дома ВСК (Москва) Алексей Храпов.

Все впереди

В современной России страхование жизни впервые появилось в начале 1990-х годов, а в СФО — позже на 10 лет. Оно подразделяется на корпоративное (заключение договора с компанией на страхование работников) и индивидуальное (с физическим лицом). До 2005 года основу рынка формировали дочерние компании транснациональных страховщиков, бизнес которых в большинстве случаев был ориентирован на корпоративных клиентов, а также крупные кэптивные компании, работающие с материнскими структурами по корпоративным программам. Отсюда преобладание корпоративного страхования на рынке, а также различный уровень развития этого сегмента в регионах.

Даже в СФО существуют области, где страхование жизни давно пользуется большим спросом (Кемеровская область — опасная для жизни угольная отрасль, Новосибирская область — высокий процент иногородних компаний), и территории, где продукт популярен значительно в меньшей степени. «Услуги страхования жизни очень востребованы как крупными юридическими лицами, в том числе администрацией области, так и физическими лицами», — рассказывает начальник отдела страхования ООО «Губернская страховая компания Кузбасса» (Кемерово) Ирина Мамонова. С другой стороны, по мнению заместителя генерального директора по экономике и маркетингу ЗАО СО «Надежда» (Красноярск) Татьяны Черепановой, «предприятия не интересуются услугами классического страхования жизни, а население пользуется подобными услугами только при получении кредитов в банках».

Среди последних тенденций — появление «жизненного» страхового продукта у компаний, не привязанных к кэптинговым схемам, а также выделение из состава федеральных компаний отдельных подразделений, специализирующихся на страховании жизни, либо приобретение небольших страховых организаций, ориентированных на этот вид страхования. К примеру, холдингом «СТИФ» была куплена компания «Ли Вест Гарант», и теперь существует отдельная организация «СТИФ-Вивере», специализирующаяся на таком продукте.

Смысл жизни

Многие заблуждаются, полагая, что страхуемым риском при этом виде страхования является смерть. На самом деле риск — продолжительность человеческой жизни, иными словами, время наступления смерти. Поэтому выделяют страхование на случай смерти (выплата суммы по договору осуществляется при наступлении смерти страхователя) и страхование на дожитие (выплата осуществляется в связи с окончанием срока страхования, достижением определенного возраста или наступлением оговоренного события в жизни страхователя или застрахованного).

Сегодня на рынке большей популярностью пользуется страхование на случай смерти. По мнению руководителя отдела страхования от несчастных случаев ООО Страховая корпорация «Коместра-Томь» (Томск) Инны Казанцевой, «в первую очередь это связано с низким инвестиционным доходом по предлагаемым программам накопительного страхования жизни (страхования на дожитие)». Еще одну причину сложившейся тенденции Татьяна Черепанова видит в «буме потребительского кредитования, когда банк обязывает заемщика застраховаться на случай смерти».

Исходя из практики работы страховщиков, цель страхования жизни зависит от сегмента, в котором заключается договор (корпоративное или индивидуальное страхование). «Клиент — физическое лицо при страховании жизни обеспечивает дополнительный доход в будущем, создает стартовый капитал детям, а также обеспечивает финансовую защиту семье в случае потери кормильца», — говорит исполнительный директор ООО СК «Бивита» (группа «БАСК») Ирина Тазиева.
У работодателей интерес к этому страховому продукту объясняется возможностью формирования полноценного социального пакета для сотрудников, в случае опасного или вредного производства это позволяет переложить уплату компенсаций при возникновении несчастных случаев на страховую компанию.

С недавнего времени страховщики начали предлагать смешанный вид страхования с участием в прибыли страховщика, то есть выплата страховой суммы осуществляется и в случае смерти страхователя до окончания договора, и в случае дожития согласно договору. Участие в прибыли страховщика заключается в том, что к выплатам пропорционально добавляется доход, полученный страховой организацией от инвестирования средств. Конечно, взносы по такой программе выше, чем по страхованию на дожитие, но и выплаты оказываются несравнимыми по размеру.

Не поле перейти

Один из главных факторов, препятствующих развитию этого сегмента, — сложившийся под влиянием печального опыта государственного страхования менталитет населения. Поскольку страхование жизни — долгосрочный продукт, в условиях политической и экономической нестабильности такие вложения не представляют интереса для населения. И хотя экономика стабилизировалась, а реальные доходы населения растут, многие все еще не хотят инвестировать в будущее.

«Рядовой гражданин при наличии свободных денежных средств зачастую делает выбор в пользу материальных затрат на покупку товаров, которыми можно воспользоваться «здесь и сейчас», и игнорирует возможность обеспечить себя надежной страховой защитой», — делится опытом президент страхового холдинга Prime Insurance (Москва) Никита Исаев. — Молодость отечественного страхового рынка, на котором пока мало страховщиков с проверенной временем репутацией, порождает боязнь стать участником очередной схемы». Все еще сильно недоверие к финансовым институтам.

Следующий фактор Алексей Храпов видит в «слабом развитии агентской сети и, как следствие, плохой информированности об услуге (по данным ВЦИОМа, только 19% населения России имеют какое-либо представление о страховании жизни. — Е.Н., Р.Д.). Такой продукт довольно сложно продавать, поскольку требуется индивидуальный подход к клиенту, агентов нужно обучать, а это требует высоких затрат от компании. Многие просто отказываются от развития услуги».

Еще одним немаловажным фактором участники рынка называют отсутствие налогового стимулирования как юридических, так и физических лиц. «На Западе предусмотрены налоговые льготы при уплате взносов по страхованию жизни. Пока в нашей стране не будут созданы такие же условия, бурного развития этого сегмента страхования ожидать не стоит», — считает директор центра личного страхования СК «Русский мир» (Санкт-Петербург) Ольга Спиридонова.

Участники рынка солидарны в необходимости внесения поправок в Налоговый кодекс, в частности нужно отнести страховые взносы на затраты, произвести освобождение страхового взноса от уплаты ЕСН и НДФЛ. Большая проблема возникает в случаях, когда организация или частное лицо расторгает договор страхования и требует возмещения уплаченной суммы. Если страховщики возвращают взносы согласно условиям договора, то с налоговыми органами все споры заканчиваются ничем.

Развитие услуги страхования жизни повторяет путь других источников длинных денег в российской финансовой системе, в частности ипотечного кредитования и пенсионного обеспечения: появление услуги, массовый приход игроков, несовершенства законодательства и отсутствие культуры использования продукта. Следовательно, можно ожидать, что в ближайшее время наступит стадия реформирования и новый качественный этап развития этого сегмента страхования.

АЦ «Сибирь»

Лидеры работы на рынке ОСАГО на территории Сибири по итогам I полугодия 2006 г.
Лидеры работы в сегменте страхования жизни на территории СФО
Рейтинг сибирских страховых компаний по добровольному страхованию: итоги I полугодия 2006 года

Методика расчета показателей

Исследование страхового рынка сибирского региона проводилось АЦ «Сибирь» в августе–сентябре 2006 года.

Компании ранжированы по размеру страховых взносов по добровольным видам страхования. В качестве вспомогательных показателей приведены страховые премии в региональном разрезе, премии по отдельным видам страхования, а также размер выплат и динамика взносов.

В рейтинге представлены 95 крупнейших страховых компаний, включая филиалы инорегиональных страховщиков. Анкеты для участия разосланы 100 компаниям, на предложенные вопросы ответили 27 страховщиков, данные по 12 компаниям предоставило Сибирское представительство Всероссийского союза страховщиков, источник остальных данных — Агентство страховых новостей. Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Сибирского федерального округа.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №35 (131) 25 сентября 2006
    Новосибирский технопарк
    Содержание:
    Пикет страшнее пистолета

    Против проекта создания новосибирского технопарка резко выступили местные общественные организации. Это может похоронить идею возрождения Академгородка

    Реклама