Нефтяная беда

13 ноября 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Сегодня самый крупный и выгодный бизнес в России — это продажа сырья. От нефтедолларов пухнут бюджет и Стабилизационный фонд, благодаря им процветают нефтяные компании, кое-что перепадает и остальным отраслям, так что все остаются довольны.

Но как может быть, чтобы страна, добывающая в немалых количествах нефть, докатилась почти до самых высоких в мире цен на бензин? Если отбросить эмоции, мы поймем, что так оно и должно было случиться. Потому что с какой это стати нефтяники должны продавать бензин в Сибири дешевле, чем на мировом рынке? Более того, а почему бы не реализовывать его здесь дороже? Когда на продаже сырья основана целая экономика огромной страны, препятствий для этого просто нет.

Ведь в тех же США (догнать и перегнать которые нам все же удалось, но пока только в цене на топливо) продажа бензина в розницу в большинстве случаев — дело частных компаний, не связанных с добычей топлива. А наши нефтяные короли зачастую контролируют и месторождения, и краны на бензоколонке, потому что в одном холдинге работает и добывающая компания, и нефтеперерабатывающая, и сеть АЗС. Это не открытие, а лишь очередная констатация факта: потребитель платит за издержки нефтяной компании по всей цепочке продаж. При этом нет никакой гарантии, что нефтяной менеджмент эффективен и эти издержки минимальны. Скорее, наоборот. Тот же ЮКОС агонизировал после наезда государства и до продажи «Роснефти» очень долго и вряд ли работал при этом себе в убыток. Просто у нас крупные нефтяные корпорации могут неэффективно действовать практически вечно. А почему нет, если все равно платит конечный потребитель, тот же автомобилист?

Давайте забудем о влиянии мировых цен на российский внутренний рынок. Дескать, повышаются мировые цены, государство поднимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и происходит рост бензиновых цен. Мировые цены могут и не расти, как это происходит в последнее время, и даже снижаться, а вот о снижении НДПИ что-то не слышно. Получается, что на неэффективный менеджмент нефтяных компаний накладывается еще более неэффективное государственное регулирование отрасли.

Показателен пример прошлогоднего моратория цен на топливо. Государство пообещало разработать комплекс мер по дифференциации НДПИ, в обмен на это нефтяники заморозили цены. Только через полгода стало возможно говорить о какой-то дифференциации налога: Госдумой принят Федеральный Закон № 151 о нулевом НДПИ для компаний, разведывающих и начинающих разработку месторождений Восточной Сибири. Но это лишь полумеры, ведь изначально речь в договоре с нефтяниками шла о полном выводе НДПИ из-под зависимости от мировых цен на нефть. В таких условиях моратории цен можно устраивать ежемесячно, только толку не будет никакого.

Хотя нет, толк все же был. Но, как ни странно, для самих нефтяных компаний. Они просто повысили оптовую цену на топливо, держа розничные на своих заправках в пределах договорной. Так мораторий стал инструментом выдавливания с рынка мелких игроков, а позиции крупных нефтяных компаний после него еще больше укрепились. Да и мировые цены в период моратория не росли, а даже падали, так что получился тот редкий случай, когда компании удается громко заявить о своей социальной миссии, тихо на этом заработав. К обоюдной радости нефтяников и государства.

Связь цен на бензин с мировой стоимостью нефти достаточно призрачна. Куда большее влияние оказывает государственное регулирование, которое выражается в выкачивании денег у нефтяных компаний, а через них — из кармана каждого россиянина. Нефтяная экономика только с виду кажется здоровой. Она может стабильно расти по объему валового продукта, ведь львиную долю в нем составляет стоимость проданного сырья. Но на самом деле она давно и тяжело больна. И несмотря на все заявления правительства о необходимости перехода к инновационной экономике, чудесного исцеления пока не получается.