Мнения специалистов

20 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Исполнительный директор Дивизиона «Коммерческие автомобили» ООО «УК «Группа ГАЗ» Иван Котвицкий

— Рынок грузового транспорта в России динамично развивается. Наблюдается рост на уровне 7 процентов ежегодно. Основной рост происходит за счет увеличения сегмента 2,6–9,0 тонн и спецтехники на базе шасси грузовых автомобилей. Увеличение спроса в этом сегменте связано со значительно возросшим объемом грузоперевозок в России, активным развитием служб доставок у предприятий малого и среднего бизнеса, развитием промышленного сектора экономики, агротехнического комплекса, силовых структур.

«Группа ГАЗ» увеличивает выпуск грузовых автомобилей класса LCV и MCV, в 2006 году выпущено более 185 тысяч автомобилей семейств «ГАЗель», «Соболь» и «Валдай», грузовиков ГАЗ-3307/09, что на 14 процентов больше, чем в 2005 году. Увеличивается доля производства и реализации спецавтотехники. В первую очередь это коммунальная техника, топливозаправщики, автофургоны различного назначения, самосвалы, автогидроманипуляторы, эвакуаторы.

Завоевание новых рынков сбыта грузовых автомобилей, безусловно, является перспективным направлением развития группы компаний. Наибольшую долю экспорта автомобилей «Группы ГАЗ» составляют именно коммерческие автомобили, в том числе спецтехника на их базе. В 2006 году в 32 страны мира поставлено порядка 35 тысяч автомобилей групп LCV и MCV. Более 70 процентов всех поставок за рубеж — легкий коммерческий транспорт. Расширяется география, осваиваются новые экспортные рынки сбыта в данном сегменте: в 2006 году впервые автомобили ГАЗ были отправлены в Бразилию, Италию, Колумбию, Сенегал, Судан, в планах экспорта на 2007 год: Греция, страны Западной Европы, предполагается создание сборочных производств в Иране и Тунисе.

Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Ахат Урманов

— Сегодня просто продавать автомобили недостаточно, это лишь половина дела. Потребитель ждет не просто машину, а ответ на свои запросы. Наш завод предлагает клиентам весь комплекс услуг по приобретению, сопровождению, техническому обслуживанию автомобилей в гарантийный и постгарантийный период. Финансовые услуги: кредит, лизинг или рассрочку платежа, обучение персонала, возможность покупки нового автомобиля в обмен на старый (trade-in), утилизацию, авторизованный ремонт любой сложности и объема. Тем не менее, все перечисленные выше преимущества КАМАЗа пока в достаточной мере работают только в европейской части России, и руководство предприятия не склонно недооценивать «азиатскую угрозу», надвигающуюся из-за Урала.

Сегодня для нас актуально расширение модельного ряда грузовиков. Важнейшая стратегическая цель компании — остаться самостоятельным производителем мирового уровня с широко диверсифицированным и эффективным производством и бизнесом. Для этого разрабатывается и реализуется программа реинжиниринга производств КАМАЗа, которая уже через несколько лет преобразует лицо предприятия и сложившейся вокруг него группы компаний.

Из всего этого вытекают и планы КАМАЗа по увеличению экспорта. В этом году ожидается очередной рост поставок за рубеж. Так, за семь месяцев отгружено на экспорт более 7,9 тыс. автомобилей, прошлогодние темпы превышены более чем на 40 процентов.

Генеральный директор сервисного центра ООО «Фирма Альт-Профи» (Москва) Сергей Захаров

— В последние годы на российском рынке наметилась устойчивая тенденция роста популярности малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей, сохранился устойчивый спрос на тяжелые грузовики, повысились требования потребителей к соотношению «цена-качество» и надежности техники. Российские производители не смогли оперативно отреагировать на требования рынка ни по объемам производства, ни по потребительским качествам автомобилей. В сегменте малотоннажных и среднетоннажных грузовиков потребителю предлагались все те же «ГАЗели» и «Бычки», «Зубры» из Белоруссии, в сегменте тяжелых грузовиков — КАМАЗ или белорусский МАЗ. Объемы производства былого флагмана отечественного автопрома — завода ЗИЛ — существенно снизились. Доля выпуска грузовых автомобилей других российских производителей была настолько незначительна, что не могла существенно влиять на удовлетворение возрастающего спроса. Была пересмотрена таможенная политика России в отношении ввоза подержанной техники из-за границы. И нет ничего удивительного в том, что предложение на рынок России автотехники из Китая оказалось актуальным, своевременным и, как следствие, достаточно успешным. Причем нельзя сказать, что это объясняется какими-то выдающимися характеристиками китайских автомобилей. Первичный спрос возник, прежде всего, из-за их достаточно низкой стоимости, даже по сравнению с автомобилями отечественных производителей и подержанными машинами ведущих мировых брендов. К тому же автомобили из Китая были предложены сразу по всем сегментам потребления и от разных китайских компаний. Учитывая сложившееся ранее мнение россиян обо всех китайских товарах, вызывает уважение смелость первых покупателей.

Что же касается наличия развитой сети технического обслуживания китайских автомобилей, то конечно, такой широкой сети, как у отечественных производителей, нет, но сейчас ее развитие возможно гораздо более быстрыми темпами, чем в свое время происходило развитие сетей того же ВАЗа, ГАЗа или КАМАЗа. К тому же многие потребители поняли, что китайские автомобили, изначально привлекательные только ценой, оказались достаточно надежными и ремонтопригодными даже силами самих водителей. Наш сервисный центр производит ремонт и техническое обслуживание китайских автомобилей более года. И уже можно сделать первые выводы о надежности тех или иных марок.

Конечно, существуют определенные проблемы с запчастями, но и в этом направлении делается очень много, прежде всего силами китайцев совместно с уже существующими многочисленными дилерскими центрами. Обеспеченность запчастями российских автомобилей существенно выше, но к новым моделям достать запчасти бывает порой тоже непросто, и стоят не дешевле деталей для иномарок. Поэтому автомобили китайского производства имеют достаточно перспективные позиции на российском рынке.

Подготовил Артем Попов