Газ вне доступа

Экономика и финансы
Москва, 03.09.2007
«Эксперт Сибирь» №32 (174)
Перспективы использования попутного газа захватывающи. Однако нефтяные компании по-прежнему предпочитают его сжигать

Основные причины сжигания попутных нефтяных газов (ПНГ) в факелах состоят в том, что многие разрабатываемые месторождения находятся в районах, удаленных от магистральных газопроводов, либо не имеющих доступа к ним по организационным причинам, то есть из-за ограничений, накладываемых «Газпромом» по допуску в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). Причины ограничений со стороны газового холдинга по доступу к ЕСГ заключаются в несоответствии качественных характеристик попутного нефтяного газа требованиям газотранспортной системы или отсутствии свободных мощностей. Для обустройства нефтяными компаниями новых компрессорных станций и газопроводов требуются значительные капитальные вложения, которые не будут окупаться при существующих объемах и ценах на попутный газ.

Невыгодный продукт

Регулируемые заниженные цены на попутный газ на внутреннем рынке не компенсируют нефтяным компаниям даже операционных затрат в случае продажи сырья неаффилированному контрагенту (то есть при условии, что дальнейшей переработкой или утилизацией будет заниматься сторонняя организация, в основном, это заводы АК «СИБУР», в настоящее время консолидированные в активы «Газпрома»).

Основной рычаг государства по обеспечению использования попутного газа — угроза изъятия лицензии

Система сбора и подготовки попутного нефтяного газа строилась еще в советские времена и была централизованной. Затем в результате плохо регулируемых приватизационных процессов единая технологическая цепь была разорвана, в организационном плане сбор и подготовку газа отделили от сырьевых ресурсов. Нефтяная отрасль приватизировалась и структурировалась по своим законам. Отрасль газопереработки отошла в ОАО «Газпром».

Цена, по которой газоперерабатывающие заводы (ГПЗ) «Газпрома» принимают ПНГ, не устраивает нефтяные компании. С другой стороны, нефтяники пытаются затраты на извлечение попутного газа провести как за самостоятельно добываемое сырье. То есть не относят расходы на извлечение газа на себестоимость добычи нефти. В законодательстве нет четкой инструкции относительно того, какие конкретно затраты относить к себестоимости добычи нефти. Поэтому нефтяные компании пытаются подготовку ПНГ провести отдельной строкой, хотя это входит в единый технологический процесс добычи и подготовки нефти, разделить который практически невозможно. Но если все затраты отнести на нефтяников вплоть до поставки газа на ГПЗ «Газпрома», то для нефтяных компаний процесс окажется коммерчески невыгодным.

Современные условия работы ведущих мировых нефтегазовых компаний и высокие экологические требования в развитых странах позволили довести технологический уровень утилизации попутного газа до 97–99%. В развитых нефтедобывающих странах (США, Канаде, Великобритании, Норвегии) производится практически полная утилизация попутного газа.

Сегодня известно большое количество способов утилизации попутного нефтяного газа. Основными являются сбор, компримирование (сжатие), транспортировка; компримирование и закачка в пласт; сжигание в энергетических установках для производства электрической и тепловой энергии. Также применяется сжижение, физико-химическая переработка в жидкое топливо и глубокая химическая переработка.

В России из всего объема добычи ПНГ, включая сжигаемый в факелах (20%), около 45% используется на нужды промыслов (закачивается в пласт, сжигается на энергетических установках), а 35% поступает на газоперерабатывающие заводы. Экономика проектов зависит как от направлений утилизации, так и от концентрации растворенного газа в нефти, которая значительно варьируется в различных регионах и на различных объектах. В зависимости от района добычи на 1 тонну нефти приходится от 25 до 800 куб. м газа. Например, содержание нефтяного газа в добываемой нефти для месторождений Томской области находится в пределах от 30 до 80 куб. м на тонну.

Энергетика и другие проекты

Энергетическое использование попутного нефтяного газа может оказаться экономически эффективным в достаточно широком диапазоне объемов и состава. Применение в энергетике позволяет не только улучшить экологическую ситуацию, но и решить проблему теплоэнергоснабжения нефтяных компаний. Учитывая высокую энергозатратность нефтедобычи, во всем мире существует практика использования ПНГ для выработки электроэнергии для промысловых нужд. Использование попутного нефтяного газа в газопоршневых электростанциях (ГПЭС) широко применяется всеми крупнейшими международными нефтяными компаниями. Наиболее важной характеристикой, относящейся к использованию газа в газовом двигателе, является его детонационная стойкость. Она определяется метановым числом. Метан, обладающий высокой детонационной стойкостью, имеет метановое число, равное 100. Метановое число бутана равно 10, а водорода — равно 0. Метановое число ПНГ, в зависимости от района промысла и условий добычи, составляет от 25 до 95.

На экономическую эффективность энергетических установок влияют в общем случае две взаимопротивоположные тенденции. Первая — изменение стоимости капиталовложений (инвестиций) энергетической установки и установок по сбору и подготовке попутного нефтяного газа. Вторая — изменение тарифов на электроэнергию, налогов за выбросы загрязняющих газов в атмосферу и затрат на эксплуатацию.

Прогнозируемые тенденции на российском и мировом рынках дают возможность предположить возрастание тарифов на электроэнергию и увеличение налогов за нормативные и особенно сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, за недоиспользование недр.

Основные преимущества энергетического использования ПНГ на промыслах: выполнение условий лицензионных соглашений по его утилизации, значительное снижение затрат на энергоснабжение, высокая экономическая эффективность и короткие сроки окупаемости, отсутствие значительных инвестиций по строительству ЛЭП и инженерных сетей для постоянного энергоснабжения новых месторождений. Также в числе преимуществ отсутствие потерь от передачи энергии за счет ее выработки на месте, высокое качество электроэнергии, производимой ГПЭС, снижение воздействия факторов, влияющих на возникновение парникового эффекта (выработка энергии с пониженными выбросами СО2).

Одно из направлений коммерчески эффективного использования ПНГ — формирование и развитие глубокой переработки углеводородного сырья, включая утилизацию растворенных и попутных компонентов. После переработки получают осушенный газ и ценное сырье для химической и нефтехимической промышленности — широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ), газовый бензин и сжиженный газ.

ШФЛУ включает в себя в основном смесь легких углеводородов этановой, пропановой, бутановой, пентановой и гексановой фракций. Компонентный состав может меняться в зависимости от ресурсной базы производства. В целом типичный состав ШФЛУ выглядит следующим образом: этан от 2 до 5%, сжиженный нефтяной газ 60–85% (в основном пропан-бутановая смесь), на долю фракций «пентан+» приходится остаток. Кроме нефтехимии ШФЛУ может использоваться для производства бытового топлива или моторных топлив (пропан-бутановая смесь). В результате последующей переработки из нее получают каучуки, пластмассы, компоненты высокооктанового бензина.

В Западной Сибири в условиях высокой плотности перерабатывающей и транспортной инфраструктуры вопрос повышения уровня утилизации ПНГ постепенно решается. Однако основные нераспределенные запасы попутного газа в России находятся в Восточной Сибири — на территории Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции (объединенного Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха). Начальные суммарные ресурсы ПНГ в Восточной Сибири составляют 1,5–2 трлн куб. м. Содержание попутного и растворенного газа в нефти существенно выше, чем в Западной Сибири. В этих регионах пока не ведется промышленная добыча нефти, однако полностью отсутствует приближенная к промыслам инфраструктура утилизации и использования ПНГ. Поэтому по мере наращивания нефтедобычи именно здесь потребуются значительные инвестиции для развития бизнеса, связанного с утилизацией попутного газа.

Из крупных проектов в Западной и Восточной Сибири в области газопереработки и нефтехимии, которые необходимо реализовать в ближайшие годы на существующих и новых производствах, можно выделить следующие. В Восточной Сибири — сформировать крупные центры по переработке газа, производству и сжижению гелия, организовать систему его крупнотоннажной транспортировки. В Иркутской области, в районе Саянска, построить газоперерабатывающий завод, начать создание нового Восточно-Сибирского нефтехимического комплекса. В Красноярском крае мощности по переработке газа целесообразно строить в районе Богучан. В Западной Сибири необходимо завершение строительства Новоуренгойского ГХК, развитие Тобольского НХК. Кроме того, в ближайшие годы целесообразно строительство Володинского ГПЗ в составе Томского нефтегазохимического комбината (ТНХК) с последующей организацией производства полимеров. Этот комплекс позволит очищать энергетический газ из магистрального газопровода Нижневартовск–Парабель–Кузбасс от более тяжелых фракций, повышая его калорийность и одновременно обеспечивать ТНХК ценным углеводородным сырьем.

Хорошая конъюнктура

Анализ всех значимых маркетинговых факторов позволяет сделать следующие выводы об устойчивых процессах на рынках и целесообразности расширения и создания тех или иных производств. Из продукции химической промышленности России наиболее быстро растет выпуск синтетических смол и пластмасс. Это обусловлено наличием свободных мощностей по ряду позиций, улучшением конъюнктуры некоторых сегментов внутреннего рынка, возможностью расширения поставок на внешние рынки.

В последние годы наиболее динамично происходил рост производства и потребления полистирола, полиэтилена, полипропилена и продуктов, улучшающих свойство этих полимеров — пластификаторов. Соответственно, возрастал спрос на продукты основного органического синтеза, участвующие в их производстве.

На внутреннем рынке в перспективе наиболее благоприятная конъюнктура ожидается по следующим товарным позициям: полистирол (соответственно бензол, стирол), полиэтилен (соответственно этилен), полипропилен (соответственно пропилен), пластификаторы (фталевый андигрид), упаковка, потребительские товары.

На внешнем рынке прогнозируется следующая конъюнктура по основным товарным продуктам. Полистирол — спрос будет возрастать до 2008 года, затем будет происходить усиление конкуренции со стороны стран АТР, полиэтилен — продолжится тенденция снижения удельного веса полиэтилена низкой плотности при росте доли линейного полиэтилена низкой плотности, стабилизации спроса полиэтилена высокой плотности. У полипропилена рост спроса будет происходить наиболее высокими темпами из всех пластмасс, среди пластификаторов будет повышаться спрос при увеличении номенклатуры продукции и числа технологических процессов с применением пластификаторов. Полимерная продукция конечного назначения (трубы, упаковочная тара) — ожидается замедление роста спроса в Европе и Северной Америке при усилении конкуренции со стороны стран АТР и ужесточении требований к качеству.

Участие государства

Основной рычаг государства по обеспечению использования попутного газа — угроза изъятия лицензии. В рамках положений Федерального Закона РФ «О недрах» государство имеет юридические рычаги, позволяющие обязать недропользователей проводить работы по утилизации попутного газа. В соответствии с этим законом недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. При этом пользование отдельными участками может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Кроме того, согласно статье 23, одним из требований по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр и обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. В законе указывается, что в случае нарушения требований этой статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами (Министерством природных ресурсов).

Таким образом, органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными регулирующими органами в рамках контроля за рациональным использованием недр допускается возможность обязать недропользователей утилизировать ПНГ. Невыполнение этого условия может привести к отзыву лицензии на добычу полезных ископаемых. В ближайшее время планируется ужесточить законодательную систему принудительного использования попутного газа.

Некоторые перспективные проекты в области газопереработки и нефтехимии

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №32 (174) 3 сентября 2007
    МАКС-2007
    Содержание:
    Реклама