Дай дорогу дураку!

Вадим Воронцов
17 сентября 2007, 00:00
  Сибирь

Этот простой принцип стал залогом выживания на новосибирских дорогах. Культура поведения за рулем утеряна, вежливые и соблюдающие ПДД водители в одночасье превратились в «лузеров», которых можно и нужно обгонять и подрезать. Дорога на работу и обратно превратилась в бесконечное испытание нервов и собственной удачливости.

Ежедневно наблюдая со стороны и самостоятельно уворачиваясь от старательно пытающихся угробить себя и окружающих лихачей, недоумеваешь: неужели они настолько торопятся? Нет, я, конечно, понимаю, что ведет вперед уверенность в собственных водительских качествах вкупе с надеждой на русский авось. Но ведь это же просто дорога на работу и с работы, а не гонки на выживание и не война! Неужели стоит рисковать своей жизнью, жизнью сидящих в автомобиле пассажиров и едущих рядом водителей только затем, чтобы приехать в офис на пять минут раньше?

Может быть, этих асфальтовых самураев ведет вперед свой собственный кодекс Бусидо, согласно которому каждый километр нужно проехать, как последний, а после того как тебя обогнали, совершить сеппуку путем лобового столкновения с летящей по встречной фурой? Я не знаю этого.

Но я уверен, что суета каждого отдельного такого водителя сливается в сплошной поток и закупоривает городские магистрали. Пробки в 50% случаев возникают именно по вине таких вот неуемных, вечно спешащих автолюбителей, которые едут по обочине, лезут по встречной, а потом перед перекрестком или нужным им поворотом пытаются влезть в нужную полосу. В результате на этом месте появляется затор и многокилометровая очередь из авто. Или хуже — случается авария. Потому что если при повороте одним глазом смотреть вправо, контролируя пространство перед собой, а другим влево, чтобы высмотреть, не пытается ли какой-нибудь горе-водитель, делая правый поворот из левого ряда, влезть в твою полосу и протаранить твой автомобиль, то можно заработать косоглазие. На такие сенсорные подвиги готов не каждый.

Нет, конечно, не стоит сваливать все только на тех, кто ездит по дорогам. Трассы абсолютно не готовы к стремительными темпами увеличивающемуся количеству автотранспорта — тут нечего и спорить. Но решить эту проблему в одночасье невозможно, нужна многолетняя работа, строительство многих километров новых современных дорог, на которое в региональных бюджетах попросту нет денег. Прекрасно это понимая, ответственные чиновники приписывают все беды водителям, кивая на то, что они виноваты в увеличившемся количестве дорожно-транспортных происшествий да и в количестве пробок тоже. Да и сотрудники ГИБДД, сконцентрировав внимание на проблемных местах, могли бы сильно облегчить жизнь автолюбителей. Может, стоит уже создать бригады быстрого реагирования на пробки, которые будут решать эту задачу?

Я не предлагаю солидаризироваться с такими утверждениями, но на отсутствие какой-либо дисциплины на дорогах хочу обратить внимание. Это неоспоримый факт. Вот простой пример. Почему в Кемерове или Новокузнецке каждый водитель тормозит перед пешеходным переходом, только завидев приближающегося человека, а в Новосибирске шагнуть, забывшись, на такой переход — означает рискнуть своей жизнью? А потому что сотрудники ГАИ в Кемеровской области стали зорко следить и жестко наказывать за такие нарушения.

В Новосибирске такой эксперимент тоже провели — в результате на пешеходных переходах в центре города автомобили стали пропускать пешеходов, а те перестали от них шарахаться. Но вот дальше дело не пошло, и где-нибудь в спальном районе попытка перейти через дорогу по зебре — все еще смертельный аттракцион.

Чиновники и депутаты Госдумы, конечно, ежедневно думают и беспокоятся о нас, простых водителях. Но проявляется это беспокойство как-то уж совсем странно. Последние их инициативы способны ввести в легкий ступор.

В конце прошлого года началась охота за вновь обращенными автолюбителями. Меры по ужесточению правил обучения и сдачи на права привели к резкому повышению стоимости курса во всех школах. И одновременно к росту цены за покупку прав. Потому что перекрывать каналы их сбыта никто и не собирался. Точно так же рост взяточничества станет и одним из результатов увеличения штрафов. Потому что взяточничество — это самая активная и самая заметная деятельность гаишников на дороге. Поэтому никто и не боится ответственности за нарушения ПДД — всегда ведь можно откупиться. Опасаются, пожалуй, только пить за рулем — потому что за это патрули ГИБДД берут уж слишком много. Ну и то хорошо, что боятся.

К дисциплине на дорогах есть простой путь. Ответственная структура — ГИБДД — должна наконец навести порядок у себя внутри и начать наблюдать за порядком на вверенной ей территории — на дорогах. Я понимаю, что сотрудникам автоинспекции во много раз легче взять сотню в карман, чем тратить время на заполнение протокола штрафа за непристегнутый ремень. На каждого такого нарушителя ни протоколов, ни ручек, ни времени не напасешься. Но водитель должен быть пристегнут, а дисциплина начинается с мелочей. Правый поворот нужно делать из крайне правого положения, а левый — из левого. Максимальная скорость в городе 60 км/час, а не 90 или 120. Если гаишники ежедневно будут требовать от нас, водителей, соблюдения этих правил, то «порядку» станет больше.

Но закончить хочу на более оптимистичной ноте. Дисциплинированные и интеллигентные водители еще остались на наших дорогах, и, по счастью, их не так мало. Они соблюдают правила, всегда готовы пропустить выезжающую машину и помогут заглохшему водителю. Сегодня мне по пути на работу попались сразу несколько таких людей, благородно уступивших дорогу моему автомобилю. Я не знаю, кто они, но хотел бы выразить им свою благодарность. Они не только помогли мне быстрее добраться до офиса, но и обеспечили хорошее настроение на всю неделю.