— Как за последнее время изменилось отношение заказчиков консалтинговых услуг к продукту, который они покупают?
— Безусловно, люди стали экономически и юридически более грамотными. Они начинают понимать, что именно им нужно, становятся более осмотрительными: предъявляют повышенную требовательность к результату сотрудничества и твердо знают, какие параметры по данной работе должны быть на выходе по всем направлениям. Если раньше, например, в области ведения бухгалтерского учета, всем нужно было сделать баланс, лишь бы отвязаться от налоговой, и примерно 90 процентов «как бы» аутсорсинговых компаний этим занимались, сейчас таких остались единицы — заказчикам нужны услуги более высокого уровня. Самое интересное, что цена в мелких конторах зачастую не ниже, чем в крупных компаниях, где действует система скидок, особенно если речь идет о комплексе услуг. Более того, солидные игроки считают для себя нормой наличие полиса страхования ответственности и лицензии, и если оказанная услуга не удовлетворит требованиям клиента, ему вернут деньги.
— Отличается ли уровень компетентности сибирских консалтинговых компаний от федеральных? Есть разница в уровне грамотности заказчиков их услуг?
— В настоящий момент основная масса крупных сибирских консалтинговых фирм работает даже более профессионально, чем федеральные игроки. К тому же наши услуги гораздо дешевле, поэтому сами москвичи зачастую предпочитают нанимать нас.
К сожалению, Москва в чем-то расслабляет — она живет по своим законам, там проще договориться с теми же налоговыми органами. Поэтому выдерживать профессиональный уровень они уже в какой-то мере перестали. Большинство фирм-однодневок приходит именно из столицы, через нее регистрируются и из нее же закрываются. Сибири это еще не так коснулось, может, в связи с нашей провинциальностью.
В регионах политика фискальных органов гораздо жестче, чем в Москве, где и так есть деньги. Наши контрагенты, такие, как налоговая служба, постоянно совершенствуются в плане своих требований, вынуждая нас профессионально обороняться.
— Как бы вы оценили взаимоотношения между консультантами и клиентами в Сибири? Какие есть пробелы?
— Самый главный, о котором говорят практически все руководители крупных консалтинговых и аудиторских компаний, заключается в том, что у нас не привыкли платить за интеллектуальный труд. Он ценится гораздо ниже, чем те же бытовые услуги. К примеру, человек, получивший консультацию, с помощью которой он сэкономит 100 тысяч, не понимает, за что он должен платить, — ведь «вы всего лишь с ним поговорили».
Мне кажется, все это изменится даже быстрее, чем мы думаем. На федеральном уровне проводятся программы поддержки малого и среднего бизнеса, которые, как все мы надеемся, из стадии лозунгов перейдут к реальным действиям. Когда это произойдет, потребность в профессиональных консалтинговых услугах станет еще более ощутимой, потому что содержать в штате собственного специалиста может позволить себе далеко не каждая мелкая или средняя компания. Более того, уровень и порядочность такого сотрудника вы никак не проверите. Самый цивилизованный и экономически выгодный выход — обратиться к внешнему исполнителю.