Подсобили

Не было бы у S7 рейса Новосибирск–Красноярск, да власти двух регионов поставили точку в многолетнем непонимании между перевозчиком и аэропортом

7июля в Емельяново прибыл зеленый самолет — гринлайнер авиакомпании «Сибирь» (бренд S7 Airlines), ознаменовав открытие регулярного рейса по маршруту Новосибирск–Красноярск. С этого дня Аirbus А320 и его «соплеменник» А319 будут совершать полеты в течение первого месяца три раза в неделю, затем — четыре. По этому случаю на борт вместе с первыми пассажирами из Новосибирска поднялись представители топ-менеджмента перевозчика, заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко, руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов и приглашенные журналисты.

Состав делегатов от власти и бизнеса подчеркивает эпохальность данного события. Все были общительны и в весьма хорошем расположении духа — в общем, скрывать радости от момента никто и не думал. Несмотря на дипломатическую толерантность комментариев в адрес принимающей стороны, не покидало ощущение того, что последние дни до вылета прошли в высокой концентрации событий, подобных многолетней череде разрешений и запретов в истории этого рейса. По данным некоторых источников, окончательное «добро» на прием в Красно­ярске было получено за два дня до вылета, хотя S7 объявила об открытии маршрута еще в конце июня.

Разгерметизация

Многолетняя «резервация» Емельяново сохранялась благодаря влиянию на управление аэропортом собственника — «Крас­Эйр». Возглавляемый им альянс AiRUnion хотел сохранить за собой монополию в перевозках через Красноярск. В столицу края пытались зайти и «Аэрофлот», и «Сибирь», но организовать регулярные полеты возможности не было, несмотря даже на то, что рейс Новосибирск–Красноярск авиакомпании S7 был зарегистрирован в Минтрансе РФ. У аэропорта все время находились причины для отказа. Не помог даже антимонопольный комитет. Этим летом ситуацию разрешило вмешательство властей. Генеральный представитель S7 Airlines в Новосибирске Вячеслав Новиков пояснил, что организация данного маршрута является частью программы развития региональных авиаперевозок: «Важную роль в решении вопроса сыграла позиция Новосибирской области, Красноярского края, полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе, а также ассоциации «Сибирское соглашение». О предшествующих перипетиях можно сказать одно — они закончились. Объективную картину нельзя изменить: рейс нужен и востребован. Все попытки, которые предпринимались в последние дни, вплоть до угроз, оказались несостоятельными».

Что касается развития регулярного авиасообщения между сибирскими городами, то эта задача в 2008 году стала формулироваться в кругах законодательной и исполнительной власти как одна из приоритетных для транспортного сектора. Решить ее силами малой авиации практически не представляется возможным: эта сфера находится в запустении и потребует вложений, неподъемных для местных и даже межрегиональных бюджетов. Надежды возлагаются на «большие» авиакомпании. С экономической точки зрения полеты на коротком и среднем плече им не очень выгодны, а учитывая все сложности, которые всплывают во взаимоотношениях с портами, неинтересны вовсе. Кроме одного неоспоримого факта — существенным плюсом в расширении региональной сети для крупных перевозчиков является возможность «срезать» с нее пассажиропоток для перенаправки на магистральные линии. Так, новый «зеленый» рейс из Красноярска по прилету в Новосибирск в 16.00 по местному времени стыкуется с отправлением на Москву в 17.40. Возможно, это одна из причин былого отказа Красноярска предоставлять необходимые S7 слоты (время приема самолета в порту и его отправления). То есть для устранения конкурента на столичном направлении — одном из самых хлебных для перевозчиков, где у «Сибири», может быть, больше преимуществ (гибкая система тарифов, шире парк воздушных судов).

Узнать, какие именно механизмы и рычаги урегулирования вопроса задействовали власти Новосибирской области, в беседе на борту самолета с Василием Юрченко не удалось. «В данный момент это уже не имеет никакого значения. Ведь главное — это результат? — улыбается заместитель губернатора. — Мы его ощущаем, находясь в этих креслах». Говорить о проблемах в торжественный день не принято, большая часть спикеров вообще подчеркивала, что проблем никогда и не было. А что же тогда было? — «Рабочая обстановка».

В аэропорту Красноярска новосибирцев также встречала целая делегация — представители власти, аэропорта, СМИ. Все также были на подъеме, вице-президент авиа­альянса AiRUnion Андрей Егоров приветствовал «залетных», сказав, что открытие такого рейса можно расценивать как безусловное преимущество для пассажиров Красноярского края, потому что они «получили возможность летать на комфортабельных самолетах».

Катапультирование

На фуршете, организованном в аэропорту по прибытии, сотрудникам представили нового генерального директора. 4 июля на заседании cовета директоров ОАО «Аэропорт Красноярск» на этот пост назначен Евгений Фролкин, до этого занимавший должность заместителя руководителя агентства транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации края. В разгаре событий, предшествующих новосибирскому рейсу, рапорт об увольнении по собственному желанию подал его предшественник Сергей Солнцев. Пришедший в конце прошлого года в аэропорт Красноярск, он вел работу по открытию летного поля для самолетов сторонних авиакомпаний, о чем в апреле рассказывал в интервью нашему журналу (см. «Свобода автопилотирования», «Э-С» № 19 (207) за 12–18 мая 2008 г.). Среди участников мероприятия 7 июля желающих комментировать уход Солнцева не нашлось. Более того, связь смены руководства и организации маршрута вслух называли весьма неявной. Сам Сергей Николаевич в коротком телефонном интервью был более откровенен: «По моему мнению, аэропорт должен быть открытым для всех. Здоровая конкуренция перевозчиков — залог прогрессивного развития. Борьба за эту возможность, которую я вел на протяжении девяти месяцев, особых успехов не имела. Понимания не было, значит, нет смысла в моем пребывании на этой должности. Какие только причины не находились для сдерживания разных перевозчиков. Некоторые были просто смешными». На вопрос, есть ли уверенность в том, что рейс станет регулярным, Сергей Солнцев отвечать не спешил: «Трудно сказать что-либо на сто процентов. Администрация Красноярского края сыграла немаловажную роль в этом событии, сколько бы ее не убеждали, что приход «Сибири» — тормоз для развития аэропорта. Но возможно, силы, которые сегодня потерпели поражение, продолжат попытки по ограничению доступа».

Как уже говорилось, S7 Airlines — не единственная авиакомпания, стремившаяся в Красноярск. Она туда попала. Означает ли это вместе со сменой руководства (человек «от края» в управлении может быть более независимым от «Крас­Эйр», так как представляет второго собственника — региональную администрацию), что и другие перевозчики, не имеющие сибирских корней, смогут летать через Емельяново? Ответ пока неочевиден.

Рекламная петля

Приведенная в таблице стоимость авиабилета от S7 относится к минимальному web-тарифу. Продажа через сайт является для компании наиболее экономным ресурсом распространения, поэтому электронные билеты всегда дешевле купленных в кассе. Тариф экономкласса приобретенных «через окошко» билетов составляет от 1 002 до 4 532 рублей. Бизнес-класса — от 7 407 до 12 407 рублей. Это цены на этапе запуска проекта. Наибольшей коррекции после обкатки рейса подвергнутся минимальные тарифы, которые сейчас существуют в рамках своего рода рекламной акции новой линии. В дальнейшем стоимость будет зависеть от различных факторов, но в большей степени от загрузки рейсов и изменения цены на ГСМ. Скачки, ощущаемые в последние месяцы, продолжатся, поэтому руководство компании-перевозчика признает, что рост стоимости билетов неизбежен. По словам заместителя генерального директора «Группы компаний S7» Антона Еремина, эксплуатация таких самолетов, как А320 и А319, использующихся для коротких и средних линий, по сравнению с отечественными образцами более эффективна в потреблении ресурсов. И это является не последним фактом в причинах заявленной низкой стоимости. Но и от объективных реалий не уйти: насколько будет заполнен 164-местный авиалайнер, покажет спрос. На начальном этапе в компании прогнозируют примерно 40-процентную загруженность с последующим увеличением.