Крутое пике

Тема недели
Москва, 25.08.2008
«Эксперт Сибирь» №33 (220)

Керосин больно бьет российских авиаперевозчиков по карману. Панацеей становится увеличение объемов перевозок. У одного из крупнейших перевозчиков, «Аэрофлота», по данным полугодия, в сравнении с предыдущим годом, выручка увеличилась на 28,9%, а чистая прибыль упала на 31,5%.

Топливо нефтеперерабатывающие заводы продают заправщикам по цене, которая в ряде случаев даже выше среднемировой, заправщики накручивают еще 10–15%. В регионах ситуация еще острее: отсутствие конкуренции взвинчивает цены до запредельных. Авиакомпаниям ничего не остается, кроме как платить. Или не платить. Во втором случае результат очевиден. На днях были задержаны сразу восемь рейсов «КрасЭйр» в Красноярске, рейсы в Барнауле, Москве и Санкт-Петербурге. Более полусуток вылета ждали пассажиры в Норильске: сумма долга компании перед норильскими заправщиками — около 7 млн рублей.

Чтобы перестать быть заложниками отсутствия конкуренции на рынке авиатоплива, перевозчики грезят о создании топливных бирж, которые должны разрешить проблемы. Некоторые успехи есть, но в большинстве регионов такая идея остается мечтой.

Впрочем, первые подвижки на рынке авиационного керосина уже появились. Группа «Аэрофьюэлз» построила в мае 2008 года новый альтернативный топливозаправочный комплекс на Камчатке. Компания собирается вложить 500 млн рублей в собственные нефтеналивные танкеры, чтобы снабжать аэропорты Камчатки, Южно-Сахалин­ска и Владивостока. Причем часть топлива будет поставляться из-за рубежа. Так, представители компании надеются демонополизировать рынок нефтепродуктов на Дальнем Востоке — сегодня разница в цене на топливо в Южной Корее и Владивостоке, например, достигает 350 долларов за тонну. «Аэрофьюэлз» хочет снизить отпускную цену топлива на 1 тыс. рублей за тонну. Серьезно выйти на рынок компания планирует уже в начале 2009 года.

Авиакомпании альянса AiRUnion должны почти всем партнерам около миллиарда долларов. Сумма неподъемная. Тем, у кого есть рычаги воздействия, ничего не остается, как использовать их. Другими способами денег не получить. В итоге страдают пассажиры и имидж авиакомпании. Разумеется, на таких рейсах, как Красноярск–Норильск, где выбирать особо не из чего, услугами «КрасЭйр» будут продолжать пользоваться, но в скором времени предприятие может столкнуться с проблемой заполняемости самых прибыльных московских рейсов. Никому не хочется опаздывать на несколько часов, тем более когда по тому же маршруту исправно летают лайнеры других перевозчиков.

Долги предприятий альянса отчасти реструктурированы (как в случае с компанией «Топливное Обслуживание Аэропортов»), отчасти — не реструктурированы. Просроченные долги, которые признаны судами и по которым уже есть исполнительные листы о взыскании, грозят банкротством. Но это явно не миллиард. Есть долги, платежи по которым исправно выплачиваются — они не грозят ничем. Но их обслуживание — погашение и выплата процентов — достаточно дорогое удовольствие, которое тянет компанию ко дну. Поэтому стоит отметить, что госкорпорация «Ростехнологии», которая должна в скором времени получить государственные пакеты авиакомпаний альянса, может оказать содействие в реструктурировании долгов, привлекая заемные сред­ства, по сути, под свои гарантии, на выгодных условиях. Но от такого перекредитования не стоит ожидать чудес — если не списать долги так или иначе, то выбраться из пике будет невозможно. Обслуживание большого долга делает компанию априори неконкурентоспособной. Конечно, если не рассматриваются такие нерыночные варианты, как передача альянсу статуса национального перевозчика.

Другое дело: как сократить долг? Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» (Москва) Олег Пантелеев считает, что «Ростехнологии» таких денег не дадут, у частных акционеров таких средств тоже не особо видно. А продать что-то ненужное, чтобы вернуть долги, можно было до тех пор, пока это что-то ненужное хоть чего-то стоило. Вчера за покупку пакетов акций авиакомпаний частные акционеры «КрасЭйр» платили деньги. Сегодня продать «Самару» или «Домодедовские авиалинии» уже нереально. 

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №33 (220) 25 августа 2008
    Кризис авиаперевозчиков
    Содержание:
    Дозаправлялись

    Кредиторам надоело ждать денег, и они перестали заправлять лайнеры «КрасЭйр». Авиакомпании остается уповать только на государственную корпорацию «Ростехнологии» и доброту заправщиков

    Реклама