Автоparty

20 октября 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Инфраструктура — один из важнейших рычагов экономического развития. Без нее освоение сибирских территорий фактически невозможно. Даже если мы оставим в стороне вопросы того, что хорошие дороги — это вообще-то гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина России (в главном законе страны о гарантиях свободы пере­мещения граждан написано черным по белому), неоспоримым является то, что дороги — необходимый элемент выполнения огромным регионом под названием Сибирь своей основной функции в государстве — добычи и транспортировки находящихся здесь природных ресурсов. За примерами далеко ходить не надо — сегодня отсутствие или недостаточное развитие дорожной сети является главным препятствием для освоения массы месторождений и огромного количества лесных богатств.

Развитие дорожной сети не успевает у нас также и за темпами роста численности парка автотранспортных средств и уровнем автомобилизации в России. Отставание это как количественное, так и качественное, в результате чего в городах создаются огромные пробки, а по региональным трассам не проехать из-за их низкого качества.

Тут уж не до планов по созданию транспортных коридоров — дело может закончиться экономической изоляцией из-за неразвитости дорожной сети, поскольку нет в России сегодня сети скоростных автомагистралей, позволяющих без задержек движения пересечь всю страну. Это является препятствием для развития торговли, туризма — одно цепляется за другое, и вот уже создается целый ком проблем, в основе которых — плохие российские дороги.

Согласно данным Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» по состоянию на 1 января 2008 года около 76% протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, «что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий». Такие вот невеселые цифры. 

Напомним, что это констатация после почти трех лет реформирования дорожного хозяйства и миллиардов финансирования из различных бюджетов.

Миллиарды финансирования дали свой результат — то, что ситуация с дорогами стала лучше, видно невооруженным взглядом. Но для того чтобы она изменилась кардинальным образом, нужно дальнейшее увеличение инвестиций. А они снижаются. В 2008 году роста затрат на дорожное хозяйство не произошло. В 2007-м бюджеты всех уровней вложили в дороги 16,5 млрд рублей, в 2008-м эта сумма составила 15,9 млрд. В 2009 году цифры будут только снижаться. Это часть подхода государства к отрасли — оно собирается снижать свое участие в дорожном хозяйстве.

Если наложить на это изменения, которые могут произойти с региональными бюджетами в связи с происходящими кризисными явлениями, то можно легко спрогнозировать, что дорожную отрасль ждет стагнация. Согласно мыслям государственных чиновников, в дорожное хозяйство должен прийти частный капитал. И на условиях частного финансирования или государственно-частного партнерства начать решать эти проблемы. По мысли чиновников, в конкурентных условиях должны возникать компании, которые будут брать на себя обязанности по строительству и содержанию дорог — как это происходит во всем мире. Но стоит ли надеяться на приход инвесторов, готовых вкладывать средства в дороги — неликвидный, дорогостоящий, требующий постоянных ремонтов и потому инвестиционно непривлекательный актив? Условия для этого не созданы. Закрытый, коррумпированный и финансируемый из бюджета рынок не может в одночасье привлечь частный капитал.

Возможно, когда-нибудь появятся в Сибири рачительные дорожные хозяева, только для этого нужно увеличить транспортный поток здесь в несколько раз — тогда, например, содержание платной дороги станет выгодным бизнесом. Но вот парадокс — для такого увеличения нужны хорошие дороги, которых нет. Заколдованный круг.

Поэтому пока в российской дорожной отрасли государственная поддержка означает и долгое время еще будет означать все. Вплоть до самой возможности ее существования.