Каучуковая сага

Ольга Свиридова
27 октября 2008, 00:00
  Сибирь

Алтайский шинный комбинат отрекается от родства с неповоротливым советским монстром и позиционирует себя как молодое динамично развивающееся предприятие, образованное с нуля в 2004 году. Внедрение этой концепции в сознание старейших работников — последний шаг к созданию нового образа

После перехода на кругло­суточный график работы в июле прошлого года Алтайский шинный комбинат (АШК) значительно увеличил объемы выпускаемой продукции. Как следствие — предприятие показало рост занимаемой доли рынка по всем сегментам.

Создав собственную марку шин, комбинат сделал ставку на позиционирование продукции, а не рекламу производителя, надеясь со временем превратить Forward в широко узнаваемый бренд. По словам генерального директора АШК Натальи Портновой, единственное, что сдерживает начало масштабной маркетинговой кампании — отсутствие слогана, отражающего разработанную концепцию.

«Будущее предприятия напрямую связано с успехом бренда Forward, — говорит она. — Шины Forward — оригинальный продукт АШК. Мы зарегистрировали эту торговую марку не только в России, но и практически во всех странах, куда наша продукция идет на экспорт.

— Мода на шины — звучит немного необычно, но, возможно, она когда-нибудь станет неотъемлемой частью философии собственников транспортных средств. Чтобы Forward не пополнил ряды искусственно поддерживаемых брендов, его потребительские характеристики должны соответствовать заявленному уровню.

— Мы инвестируем немалые средства в развитие технологий и усовершенствование технических и потребительских качеств продукции. Особое внимание уделяется таким вечным ценностям, как плавность хода, грузоподъемность, устойчивость, проходимость. Каждая модель имеет оригинальный рисунок. Соотношение размеров выступов рисунка протектора и их расположение делают шины Forward практически бесшумными, а также способствуют эффективному самоочищению протектора. Повышенной устойчивости и управляемости транспорта удалось добиться за счет того, что каждый выступ протектора работает как единый блок.

— Предоставленная вами статистика продаж свидетельствует, что спрос на новые модели возникает и практически сразу начинает расти после вывода на рынок. Легковые модели Forward Dinamic 720 и Forward Dinamic 730 представлены потребителям в мае, и за полтора месяца сумма от их продажи составила более миллиона рублей. Это удача или следствие продуманной стратегии реализации?

— Мы стараемся запускать в производство новые модели в то время, когда они интересны потребителю. Forward Dinamic 720 и Forward Dinamic 730 — летние модели, поэтому мы выпустили их в мае. Для наглядности приведу еще один пример: грузовую модель Forward Traction И-П184 мы вывели на рынок в марте 2008 года, в преддверии сезона повышенных грузоперевозок. По популярности она опережает все запущенные модели с начала 2008 года. По состоянию на июнь сумма, полученная от ее реализации, составила более 15,5 миллиона рублей.

— Работая с разными регионами и странами, вы как-то учитываете их специфику?

— В основе работы отдела продаж лежит региональный принцип, который действует как для нашей страны, так и для зарубежья. Для каждого из регионов действует свой прайс-лист и свои условия сотрудничества. В этом году, принимая во внимание мировой финансовый кризис, мы пересмотрели условия договоров и пролонгировали сроки оплаты для потребителей некоторых стран.

 pic_text1

— Мировой финансовый кризис отра­зился на деятельности комбината?

 — В России каучуковый рынок монополизирован, поэтому снижения цен на сырье нам, вполне вероятно, придется ждать дольше, чем западным шинным предприятиям, где процессы ценообразования регулируются конкурентной борьбой.

Некоторые шинные предприятия России из-за сырьевого кризиса были вынуждены временно приостановить работу или перейти на сокращенный график. Мы в качестве временных мер сократили ежемесячный выпуск продукции и оптимизировали численность персонала.

— Что сдерживает рост цен на продукцию шинных заводов?

— Все тот же мировой финансовый кризис. Спрос на готовую продукцию упал вслед за покупательской способностью конечных потребителей. Дилерам, основу оборотных средств которых составляли кредитные ресурсы, становится сложно получить займы у банков. В результате многие крупные операторы рынка переживают сложные времена, повышение цен в таких условиях только усугубит ситуацию, а мы не хотим рубить сук, на котором сидим.

— Наталья Викторовна, как сегодня выглядит российский шинный рынок, и какое место занимает АШК?

— Объем рынка и степень его насыщенности меняется с каждым годом. Обусловлено это прежде всего переменами в автомобильном парке страны. Могу выделить несколько основных тенденций. Во-первых, потребление шин постоянно растет. Во-вторых, в последнее время прослеживается высокая активность иностранных производителей. Это стало причиной перманентного роста доли импорта в общем объеме потребления шин. В 2008 году резко выросли объемы ввезенных в страну импортных шин. В начале года российские производители были нацелены на наращивание объемов производства, но мировой экономический кризис внес коррективы в наши бизнес-планы.

Лидером отрасли по-прежнему является СИБУР, который занимает 34,3 процента рынка. Предприятия холдинга «АМТЕЛ» снизили объемы производства: по результатам первого полугодия они занимали 26,9 процента российского рынка, а в аналогичный период прошлого года — 30,3. Другой крупный производитель, ОАО «Нижнекамскшина», увеличил объемы выпускаемой продукции на 1,6 процента, в результате чего захватил 33,3 процента рынка. На долю АШК приходится 5,1 процента от общего объема произведенных в России шин. Ранее этот показатель составлял 3,6 процента.

— АШК специализируется на выпуске сельскохозяйственных шин и достиг в этом направлении определенных успехов. Как обстоят дела у ваших конкурентов в данном сегменте?

— В первом полугодии в сегменте шин для сельскохозяйственной техники наблюдался самый большой прирост производства — 13,7 процента — во многом благодаря нам. Если раньше наша доля на рынке сельскохозяйственных шин была 13,8 процента, то сейчас — 17,8. Обогнав «Нижнекамскшину», которая раньше занимала 16,6 процента, а теперь 15,5, мы вышли с третьего места на второе.

Впереди нас только ОАО «Волтайр» — у него 48,5 процента рынка. «Омскшина» увеличила производство на 40 процентов. При этом компания занимает долю рынка, равную 3,9 процента.

Предприятия холдинга «АМТЕЛ» потеряли по сравнению с первым полугодием 2007 года 0,1 процента, в результате чего их совокупная доля стала равна 4,2 процента. Группа компаний «СИБУР» в этом сегменте занимает 56,1 процента рынка, что на 4,3 процента меньше, чем в прошлом году.

— Могу предположить, что существующий рост увеличения объемов производства АШК ниже запланированного. Изменение условий игры на рынке повлияло на реализацию планов, намеченных вами на год?

— Я в принципе не сторонница жесткого планирования и считаю, что планы должны корректироваться согласно складывающейся на рынке ситуации. В этом году мы предполагали инвестировать в расширение и модернизацию производства около 300 миллионов рублей. Из-за финансового кризиса эту сумму решили сократить в два раза — зачем вкладывать оборотные средства в выпуск товара, который не будет реализован? При этом у нас появился временной и финансовый резерв для проведения интенсификации производства. Однако мы все-таки рассчитываем выйти в 2008 году на объемы производства в 5 миллиардов рублей.

— Что вы считаете основным препятствием на пути повышения производительности труда?

— Сейчас для нас главное — отработать систему менеджмента. Топ-менеджеры относятся к управленцам нового поколения, а вот со средним звеном есть проблемы. В основном это люди старой закалки с советским мировоззрением, соответственно, и руководят они, основываясь на концепции советских управленческих стратегий. Чтобы предприятие развивалось, каждый его сотрудник должен четко понимать, в чем состоят цели и задачи компании в целом и что конкретно он может сделать для реализации этих целей. Менеджеры среднего звена работают непосредственно с людьми, занятыми на производстве, и их влияние на процессы, происходящие на предприятии, нельзя недооценивать. Сейчас они работают интуитивно — управляют так, как привыкли, опираясь на собственный опыт. Мы хотим, чтобы они базировались на теории современного менеджмента. Надеюсь, после того как наши менеджеры пройдут переобучение, производительность труда на предприятии повысится.

— Почему вы стараетесь не связывать имя АШК ни с советским, ни с постсоветским предшественником?

— Отвечу вопросом на вопрос: зачем? Ассоциации у людей возникают негативные, а общего у нас ничего, кроме производственных площадей и небольшого процента специалистов, работавших в этой сфере с советских времен. Мы используем другие производственные технологии, выпускаем продукцию принципиально иного качества, у нас своя бизнес-модель и своя стратегия развития. Свое нынешнее имя — «Алтайский шинный комбинат» — предприятие получило в 2004 году.

В 2002 году Барнаульский шинный завод обанкротился. Предприятие не работало, цеха были заморожены. Часть работников уволилась, а большая часть оставшихся находилась в вынужденных отпусках. Была реальная угроза того, что производственные площади будут сданы в аренду и превратятся в торговый центр. Новый собственник приобрел имущество завода в процессе конкурсных торгов.

Чтобы предприятие смогло начать работу, потребовались серьезные инвестиции и управленческие ресурсы. На восстановление производства было потрачено более полумиллиарда рублей. В кратчайшие сроки произвели модернизацию технологического процесса и расширение модельного ряда всех типов выпускаемой продукции.

— Какой стратегии вы будете придерживаться в дальнейшем?

— В среднесрочной перспективе у нас два проекта: запуск в производство цельнометаллокордных шин и освоение крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин. Сейчас готовятся инвестиционные обоснования и расчет экономической эффективности обоих проектов. Подготовленные пакеты документов покажут, чему будет отдано предпочтение.

Фото: АШК

Сбытовая география

Шины Алтайского комбината идут на экспорт в страны СНГ, Афганистан, Монголию, Гвинею, Египет, Эфиопию. Налажено сотрудничество с Румынией, Анголой, ОАЭ, Литвой, Молдовой, Сирией. Ведутся переговоры с компаниями из Армении, Грузии, Великобритании и Мексики. Гарантированный рынок сбыта комбинату обеспечивают вы­игранные тендеры на поставку шин для нужд Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности, МВД РФ, ГУВД краев и областей, организациям «Газпрома». В качестве комплектующих шины АШК поставляются на крупные российские предприятия, такие как «КамАЗ», «НефАЗ», «Автоприцеп-КамАЗ», «Дормаш», «АМУР», «СТ-Авто».