Пусть шипят

Руководители аэропорта Толмачево могут стать фигурантами «керосинового» уголовного дела

Проверки в аэропортах по поводу цен на авиакеросин, инициированные Президентом России Дмитрием Медведевым в октябре, обрели конкретные очертания в Сибири. Прокуратура Новосибирской области в ходе анализа хозяйственной деятельности аэропорта Толмачево выявила факты нарушения антимонопольного законодательства заправщиками, поставщиками и производителями топлива.

Как говорится в сообщении прокуратуры, поставщиком топлива для авиакомпаний, обслуживаемых аэропортом, является ОАО «Аэропорт Толмачево». Его обеспечивало ООО «Джет-поставка», которое, в свою очередь, закупало керосин через посредников у ОАО «Газпром нефть». Цепочка, по мнению прокуроров, позволяла накручивать каждым посредником в среднем около 2 тыс. рублей на тонну горючего при конечной плавающей цене в 32–35 тыс. рублей за тонну. В итоге проверяющие подсчитали ущерб, который был нанесен гражданам и организациям: 114 млн рублей в течение последних месяцев фактически были неправомерно включены в конечную стоимость авиабилетов.

Как удалось выяснить, помимо ООО «Джет-поставка», в аэропорту Толмачево действует еще несколько компаний — к примеру, ЗАО «Аэропорт-Сервис». Но, по словам генерального директора «Аэропорт-Сервиса» Юрия Шашкова, компания оказывает услуги по заправке воздушных судов авиатопливом, но не закупает и не перепродает его. «Мы доставляем его до лайнеров. Наши услуги не влияют на формирование цены на керосин», — отметил он, отвергнув любые обвинения в монополизме в сфере организации поставок.

О монополизме в поставках топлива для авиаперевозчиков в Толмачево заговорили еще год назад, когда компания «Аэрофьюэлз Групп» попыталась вернуться на этот рынок в качестве альтернативного игрока и с собственными мощностями. Она работала в Толмачево и ранее: совместное предприятие — ООО «Аэроджет-Толмачево» (60% принадлежит «Аэрофьюэлз Групп», 40% — Толмачево) функционирует уже 15 лет. Однако вскоре москвичи были вынуждены подать в Новосибирский арбитражный суд иск об исключении аэропорта из состава участников совместной топливозаправочной компании. Причиной стали факты открытого противостояния и препятствия деятельности топливозаправочной компании, пояснили в «Аэрофьюэлз». В частности, речь шла о запрете допуска водителей «Аэроджет-Толмачево» к работе на перроне. Новосибирское управление ФАС летом текущего года подтвердило факты нарушения аэропортом закона «О конкуренции» и вынесло предписание устранить их, но ситуация до сих пор так и не разрешилась — «Аэроджет-Толмачево» пытается через суд не только добиться исключения Толмачево из состава учредителей, но и компенсации за возмещение убытков. Пока судебные дела не рассмотрены, но не исключено, что инициатива прокуратур — областной и транспортной — сдвинет дело с мертвой точки.

Крупные перевозчики на события вокруг аэропорта смотрят спокойно. По словам менеджера по работе со СМИ S7 Airlines Дениса Шклярова, авиакомпания работает напрямую с поставщиками топлива через «Газпром нефть-аэро», поэтому не зависит от посредников. «У нас заключены два-три договора с производителями топлива, поэтому мы закупаем его по оптовым ценам, — отметил он. — Кроме того, S7 использует в своем парке экономичные Boeing и Airbus, расход которых на полетный час составляет от 2,5 до 5 тонн топлива. Нас больше пугает не ситуация с топливом. В течение года выросла цена на аэропортовое обслуживание. Для того чтобы снизить эти издержки, авиакомпании приходится выстраивать маршрутную сеть так, чтобы лайнеры как можно меньше времени проводили на земле».

Вообще, долю цены в билете на авиа­керосин аналитики оценивают в 30%. По всей видимости, вся нагрузка от деятельности заправщиков-посредников легла на плечи других перевозчиков, работающих в Толмачево. Учитывая то, что с начала 2008 года средняя цена приобретения топлива для авиакомпаний выросла на 35%, а тарифы за аэронавигационные сборы выросли вдвое, нагрузка на авиакомпании (читай — на пассажиров) получается серьезной. По итогам I полугодия аэропорт обслужил 808 тыс. пассажиров (из них 219 тыс. приходится на S7). Доходы же от авиационной деятельности предприятия составили около 533 млн рублей — на 52,9% больше, чем в I полугодии 2007 года.

В аэропорту принято решение сохранять молчание. «Мы с генеральным директором Алексеем Чертенковым отказываемся комментировать ситуацию, — сообщила пресс-секретарь компании Ольга Кочетова. — Проверки прокуратура действительно проводила. Но так и запишите — комментариев аэропорт не дает. А прокуратура — ну пусть они себе шипят».

Сейчас материалы предварительной проверки переданы в Западно-Сибирское УВД на транспорте для решения вопроса об уголовном преследовании руководителей ОАО «Аэропорт Толмачево» и ООО «Джет-поставка». Речь идет о возбуждении дела по статье 201 УК РФ — зло­употребление полномочиями. Как сообщила старший помощник прокурора Ново­сибирской области Наталья Маркасова, дело будет возбуждено именно в отношении персоналий, а не «по факту». «Следователям еще предстоит разобраться в хитросплетениях созданных цепочек из многочисленных коммерческих организаций, участвующих в поставках авиакеросина, — отметила она. — Остальные комментарии пока излишни».