Пошлины железных коней

Игорь Мельник
24 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

На драконовские таможенные пошлины приверженцы праворуких иномарок планируют ответить акциями протеста

На фоне тяжелого кризиса российского автопрома правительство перекрывает кислород бизнесу по поставке подержанных авто в страну. С 14 ноября вступила в силу новая «пробная» девяти­месячная таможенная пошлина на кузова иностранных легковых автомобилей. Она составляет 15% таможенной стоимости кузова, но не менее 5 тыс. евро за штуку. Нововведение завершило эру «конструкторов», популярных на Дальнем Востоке, но государство не спешит останавливаться на достигнутом. Уже вторую неделю муссируются слухи об увеличении таможенных пошлин на подержанные иномарки старше одного года.

Началось все с поездки в конце мая премьер-министра РФ Владимира Путина в Елабугу. Там он принял решение снизить возраст ввозимых на территорию страны иномарок, на которые распространяются «запретительные» таможенные пошлины, с семи до пяти лет. А также установить дифференцированные ставки ОСАГО и транспортные налоги на по­­д­ержанные автомобили. Таким образом, планировалось омолодить российский автопарк и значительно снизить долю подержанных иномарок в стране.

Немудрено, что эти нововведения должны будут серьезно отразиться на настроениях в Сибирском и Дальне­восточном федеральном округах, где подержанные праворульные иномарки, по данным агентства «Автостат», составляют более 71% и 93% автопарка иностранных автомобилей соответственно.

Несмотря на то что министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко пообещал премьеру, что его поручения будут исполнены не позднее, чем через два месяца, первые подвижки по таможенным пошлинам случились только 7 ноября. В этот день было проведено заседание правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, где было рекомендовано поднять ставки пошлины на легковые автомобили старше пяти лет более чем в три раза. То есть на уровень от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см. Сегодня эти ставки на автомобили пятилетнего возраста варьируются от 0,85 до 2,25 евро за 1 куб. см для физических лиц в зависимости от объемов двигателя и от 0,45 до 1 евро за 1 куб. см, но не менее 25% от таможенной стоимости — для юридических лиц.

Попутно комиссия порекомендовала увеличить пошлину на таможенную стоимость до 30%. Все это обернется серьезным подорожанием подержанных автомобилей.

Сам черт ногу сломит

Сразу отметим: пока совершенно не ясно, когда будут предприняты действия по защитным мерам — документ носит только рекомендательный характер, и неизвестно, увеличатся ли ставки только для юридических или еще и для физических лиц. В том, что ужесточение будет, можно даже не сомневаться. Предложение подготовлено по поручению премьера, а в свете недавних заявлений Президента РФ Дмитрия Медведева о выделении многомиллиардных траншей отечественным автозаводам, способность государства пойти на ущемление возможностей граждан, чтобы защитить местный автопром, не вызывает сомнений.

С ходу понять, как удобнее ввозить автомобиль: с помощью компании или оформлять его самостоятельно — не получится. Законы простой логики здесь не действуют. Если ввозить самому, то сумма таможенных платежей будет зависеть только от объема двигателя. Если покупать машину через аукционную компанию, которая сначала оформляет автомобиль на себя, то таможенные платежи зависят от объема двигателя, его мощности, типа (бензин/дизель) и таможенной стоимости авто. Разница между оформлением на физическое и юридическое лицо может достигать до 3–4 тыс. долларов как в одну, так и в другую сторону.

Например, пошлина на Honda Accord 2002 года (CF3) с двигателем 1,8 литра для юридического лица будет составлять примерно 65 тыс. рублей, для физического лица — 112 тыс., а на тот же Accord, но 2005 года (CL7) с двигателем 2,0 литра для юридического лица составит 198 тыс. рублей, а для физического — 122 тыс. Чтобы минимизировать цену, аукционные компании таможат машины либо на себя, либо непосредственно на покупателя.

Поэтому прогнозировать, какие автомобили могут подорожать и для кого — компаний или частных лиц, очень сложно, поскольку таможенные пошлины индивидуальны для каждой модели.

Спрос падает и так

На Сибирский федеральный округ запретительные пошлины на «конструкторы» влияют не очень сильно — все-таки этот бизнес развит только на Дальнем Востоке. В Сибири заниматься «конструкторами» невыгодно. В Новосибирской области, например, ГИБДД под разными предлогами старается не ставить их на учет. Значит, повышение пошлин ударит довольно сильно и по автолюбителям СФО. Только в Новосибирске ежегодно продается 20–25 тыс. подержанных иномарок. Впрочем, представители автобизнеса пока бодрятся и считают, что в случае массовых выступлений власть пойдет на попятный — в ближайшее время запланирована всероссийская акция протеста.

На вопрос, как идут дела сегодня, продавцы подержанных авто отвечают односложно: автомобили покупают. «На наш взгляд, ничего не изменилось, люди снимают деньги с депозитов, достают из чулков и приобретают машины. Мы ожидали снижения спроса, но они как продавались, так и продаются. По-прежнему в ходу автомобили пятилетнего возраста, потому что на них дают кредиты. За наличку берут и 2000-е, и 2001-е годы», — прокомментировали в компании «Абсолют-Авто» (Новосибирск).

Впрочем, ажиотаж, который возникает при виде покупателей у продавцов на новосибирской автобарахолке «Столица», говорит о том, что не все идет так, как хотелось бы. А вздутые на рынках цены легко корректируются после непродолжительного торга.

По словам директора Сибирского представительства «Амаяма Авто» (Новосибирск) Сергея Светлова, по сравнению с прошлой осенью в октябре спрос на аукционные автомобили снизился примерно на 30%, хотя цены существенно не повысились. «Действительно, иена укрепилась, но в связи с тем, что курс евро снизился, а растаможка считается в евро, произошла определенная компенсация. На аукционах в силу общего спада интереса клиентов сегодня играют ставки ниже среднего. Это дополнительно тормозит повышение цен. Иногда автомобили с аукционов просто снимают, потому что на него не сделано ни одной ставки», — комментирует Сергей Светлов.

 pic_text1 Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

Спад в октябре отмечают и у официальных автодилеров, но рынок для них все равно оказался в плюсе по сравнению с прошлым годом. «Я думаю, в ноябре-декабре будет увеличение продаж, связанное с традиционным ростом потребительской активности», — комментирует директор по маркетингу компании «СЛК-Моторс» (официальный дилер в Новосибирске Renault, Nissan, Toyota) Константин Шапиро.

Впрочем, практически все считают, что нынешней осенью ситуация гораздо спокойнее, чем десять лет назад. «У нас был 1998 год, когда цены выросли в разы, а не на проценты. Тогда было гораздо тяжелее. Возможно, в скором времени, если введут новые пошлины, некоторые небольшие аукционные компании закроются. Особенно нелегко придется тем, кто не работает напрямую с Японией. Выиграют те, кто сотрудничает не с одним аукционом, а с сетью», — считает Сергей Светлов.

И представители салонов, и аналитики полагают, что на новые автомобили таможенные пошлины вряд ли увеличатся. «Максимум на пять процентов. Перспективы именно за иностранными брендами, которые имеют в России собственные производства. Поэтому в пику им правительство не будет предпринимать каких-то радикальных действий: если пошлины повысят намного, то интерес ведения бизнеса в России сильно снизится», — полагает Константин Шапиро.

Халява закончится

Сегодня зафиксировано незначительное повышение стоимости подержанных японских автомобилей, связанное прежде всего с тем, что курс иены к доллару укрепился за последние месяцы примерно на 15%. Автодилерам нужно выполнять планы, поэтому салоны пока держат прежний уровень и дают скидки (иначе эти автомобили никто не будет покупать), но с начала следующего года цены серьезно подрастут. Константин Шапиро считает, что примерно на 15–30%: «С июля иена укрепилась к рублю на 30 процентов, а доллар, основная валюта международных транзакций, — на 17 процентов, поэтому автомобили с начала следующего года станут дороже приблизительно на 15–30 процентов. Возможно, по некоторым маркам будет продано меньше, но производители не могут работать себе в убыток, они и так находятся в сложной ситуации».

Остается открытым вопрос, кто будет покупать подорожавшие машины на фоне банковского кризиса и повсеместного сокращения штатов и зарплат. Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ, сборка автомобилей Hyundai) из-за недостатка оборотных средств повысил в середине октября цены на свою продукцию на 30–35 тыс. рублей, а потом дилеры были вынуждены самостоятельно делать скидки на 15–20 тыс., чтобы освободить склады, забитые невостребованными автомобилями. В итоге в октябре ТагАЗ получил 40-процентное снижение продаж по сравнению с сентябрем.

Тем не менее Константин Шапиро говорит, что в 2009 году «СЛК-Моторс» планирует продать больше, чем сегодня: «Спросу еще есть куда расти. В Новосибирске очень много подержанных иномарок, рынок которых сейчас начнет сокращаться особенно быстро в связи с тем, что на подержанные иномарки запасные части будут стоить больше, поставки станут хуже, а сами автомобили поднимутся в цене».

Представители аукционных компаний, наоборот, пророчат сложности автодилерам. «Думается, что в большей степени спад коснется салонов. В условиях кризиса люди начинают считать деньги, соответственно, легче выбирают по­держанные автомобили. Еще одна проблема — неразвитость сети официальных дилеров и отсутствие конкуренции между автосалонами, сервис и гарантийное обслуживание которых пока далеки от нормального уровня. А это тоже в определенной степени отталкивает потенциального клиента», — комментирует будущее официальных дилеров Сергей Светлов.

Представители бизнеса подержанных авто и обладатели праворульных иномарок настроены решительно. Через массовые акции протеста и поиск лазеек в таможенном законодательстве они планируют либо нивелировать негативный эффект от изменений, либо заставить власти отказаться от драконовских пошлин. Вполне возможно, в скором будущем появится какая-то новая схема ввоза праворульных автомобилей, и машины будут называть не «конструкторами», а как-то еще. Все-таки Москва слишком далеко, а бизнес подержанных авто слишком сильно развит в Сибири, чтобы отдавать эту нишу официальному и отечественному автопрому.

Таможенная стоимость — стоимость автомобиля по каталогу с фиксированными ценами, которые определяют специальные таможенные справочники. Если автомобиль куплен в Японии за 1 тыс. долларов, а его таможенная цена 2,5 тыс. долларов, потребитель платит 25% налога по таможенной стоимости автомобиля.