«Иртыш» ставит на «цифру»

Массовый переход российской телерадиовещательной сети в цифровой формат задерживается. Федеральный центр пытается настроить в унисон государственный и рыночные инструменты. Пока же отечественные предприятия, в числе которых ПО «Иртыш», в полной боевой готовности ожидают отмашки для старта

В зале ожидания оказались около десятка отечественных предприятий, успевших к этому времени подготовить производства для выпуска цифрового оборудования. Так, на ПО «Иртыш» (Омск) приступили к разработке новой темы два года назад. В проект инвестировано порядка 170 млн рублей. К данному моменту изготовлена опытная партия цифровых приставок и передающего цифрового оборудования. Экспериментальное оборудование поставлено четырем омским телекомпаниям, проведены эксплуатационные испытания. Проектная мощность производства составляет 10 тыс. цифровых приставок в месяц. Цифровая приставка преобразовывает цифровой сигнал в аналоговый, позволяя использовать для просмотра программ в цифровом формате имеющийся аналоговый телевизор. Пока цифровой формат телерадиовещания используется преимущественно в странах Евросоюза. Как поясняют специалисты, применение данных технологий позволяет существенно экономить технические и энергетические ресурсы при трансляции видеосигнала. В полосе частот одного телевизионного канала возможно передавать до восьми телевизионных программ.

Однако серийное производство хоть и опробовано, но в постоянный режим работы не запущено. По словам начальника управления оборонной промышленности, энергетики и связи Омской области Валерия Лося, внедрение перспективных форматов сжатия видеосигнала, применяемых при переходе на цифровое вещание, приостановлено в связи с изменением федерального нормативного законодатель­ства и необходимостью приведения к единому стандарту вещания всех операторов и участников рынка. По мнению экспертов, единые правила игры будут выработаны в течение нынешнего года, так как по федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» массовый переход на «цифру» предполагается начать в 2009 году.

Кому портфель?

Так, предметом дискуссий является во­прос урегулирования отношений операторов вещания в едином правовом поле. Пока неясно, по каким критериям будут избраны основные держатели портфеля так называемого частотного ресурса. В настоящее время телевизионные компании, имеющие в активах канал вещания и являющиеся операторами рынка, относятся к разным формам собственности — как государственной, так и частной. Чтобы объединить разнородные активы «крышей», очевидно, предстоит выработать приемлемые для всех условия. По мнению противников разработанной концепции, схема распространения сигнала федерального пакета, ориентированная на эфирное телевидение, затрудняет возможность врезки программ региональных телерадиокомпаний в данный федеральный пакет программ ввиду больших затрат на приобретение дополнительного оборудования. Понятно также, что одновременно с частотным ресурсом владелец получает и инструмент влияния как минимум на формирование информационной политики и рекламного бизнеса.

Кроме того, помимо содействия в правовом урегулировании спорных вопросов, со стороны государства может понадобиться и прямое финансовое участие. В частности, речь идет о стимулировании формирования рынка спроса путем оказания адресной помощи социально уязвимой категории граждан. По некоторым оценкам, в настоящее время телевидением охвачено около 70–80% населения. Известно, что для городских многоквартирных домов разработан вариант устройства коллективного приема, стоимость которого значительно ниже, чем затраты на обеспечение индивидуальными приставками всех проживающих абонентов. В зону повышенных рисков попадают собственники индивидуального жилья как в городе, так и в сельской местности. По мнению отраслевых экспертов, вероятность того, что федеральный центр отпустит ситуацию на волю стихийности рынка, мала. Вещательный ресурс является главным инструментом распространения информации и PR. Скорее всего, нивелировать разбег в платежеспособности разных категорий населения придется путем адресной поддержки малоимущих за счет средств местных бюджетов.

Борьба за право передачи

Переход на цифровое вещание формирует достаточно емкий рынок приемной и передающей телевещательной аппаратуры. Так, объем российского рынка цифровых приставок к аналоговым телевизорам оценивается в 375 млрд рублей, а затраты на развертывание сетей цифрового вещания — в 125 млрд. Однако конкурировать придется не только и не столько между собой, сколько с зарубежными производителями цифровой аппаратуры. Спор может быть тем более серьезным, если учесть активную экспансию зарубежных марок в Россию в течение последних 15 лет. Участники Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ, создана под патронажем Минпромторга РФ и Минкомсвязи РФ) отмечают ужесточившуюся в последнее время конкуренцию и нарастающее ценовое давление со стороны импортеров Юго-Восточной Азии. По мнению Валерия Лося, бороться придется с крупными игроками мирового рынка и обеспечивать преимущество на рынке придется не только за счет демпинга цен, но и за счет качества выпускаемой продукции. «Сегодня все понимают, что в погоне за дешевизной можно впоследствии на ремонте проиграть еще больше», — поясняет Валерий Лось.

Емкость только омского рынка оценивается заместителем генерального директора по экономике и финансам ПО «Иртыш» Владимиром Полевым более чем в 300 тыс. телевизионных приставок. В денежном эквиваленте это около 0,5 млрд рублей прибавки к общим доходам завода. Другим перспективным рынком сбыта цифровой аппаратуры омский производитель видит Казахстан. По оценке экспертов, предприятие действительно в состоянии рассчитывать на свою «цифровую» нишу, так как входит в число наиболее крупных игроков Сибири и Дальнего Востока, ориентированных на выпуск цифровой аппаратуры. Это и послужит существенным преимуществом в борьбе за свою долю в данном сегменте рынка. По ФЦП «Развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы», в ближайшие два года (2010–2011) планируется перевести в цифровой формат южные регионы Сибири и Дальний Восток. На омском предприятии, в силу его географической близости к данному рынку, рассчитывают на участие в этом заказе.

Как пояснили на ПО «Иртыш», одной из основных функций АРПАТ стала координация деятельности производителей по отдельным видам выпускаемой продукции для рынка телевизионного оборудования. По мнению участников, это позволит избежать внутренней конкуренции и сосредоточиться на импортозамещении. Чтобы усилить позиции отечественных производителей, АРПАТ предлагает совместно с федеральным центром выработать инструменты защиты и поддержки российских игроков. По их мнению, зависимость в развитии инфраструктуры связи от зарубежных поставщиков и внешнеполитической конъюнктуры может привести к снижению информационной безопасности России. С другой стороны, отсутствие емкого внутреннего рынка отечественного оборудования заморозит прогресс в российской электронной промышленности.

«Цифровое» равновесие

Генеральный директор ПО «Иртыш» Андрей Аршинин считает рынок цифрового оборудования перспективным направлением для диверсификации экономики оборонного предприятия. В настоящее время в структуре общего портфеля заказов 90% занимает производство специальной продукции.

Предприятие ориентировано на выпуск профессиональных средств и систем связи ДВ, СВ, КВ, УКВ диапазонов. Основные заказчики — Министерство обороны РФ, ФСБ РФ, МЧС и ряд других силовых ведомств. Высокие эксплуатационные характеристики аппаратуры специального назначения были подтверждены во время локальных военных действий в Чечне, Абхазии, Южной Осетии. Технические средства обеспечивали связь между штабными и боевыми подразделениями. Специальными приемниками типа «Ольхон» и мобильными средствами связи типа «Охта» оснащаются суда ВМФ РФ, а также транспортные средства, включая полевые командно-штабные машины. По ряду позиций «Иртыш» является монополистом, в связи с чем выполняет гособоронзаказ на условиях контракта в качестве един­ственного поставщика.

Динамика роста ПО «Иртыш»: 2007 год — 5%, 2008 год — 15%, 2009 год — 10% (с учетом коррекции на кризис в 10%). Общий объем отгруженной продукции в 2008 году составил около 2 млрд рублей, план на 2009-й — порядка 2,2 млрд рублей.

В общем портфеле заказов на долю гражданской продукции приходится около 10%. В абсолютных величинах объем отгруженной «гражданки» постепенно увеличивается (в 2008 году — 120 млн рублей). Основные направления — изготовление оборудования для выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий, отопительных и водогрейных котлов, работающих на газовом и твердом топливе. Известно, что во время недавнего визита в Омск министр МЧС РФ Сергей Шойгу заинтересовался хлебопекарным оборудованием. По данной министром оценке, модификация и технические параметры соответствуют требованиям оперативного развертывания спасательных операций любого характера.

Запуск серийного производства цифровой телерадиоаппаратуры позволит увеличить долю гражданской тематики в общем портфеле заказов предприятия не менее чем на 30–40%, повысить финансовую устойчивость и загрузить свободные мощности предприятия. Сейчас загрузка не превышает 70%.