Выбор приоритетов

9 ноября 2009, 00:00
  Сибирь

В условиях сокращения финансирования необходимы оптимизация расходов, верный выбор приоритетов. «Для ФГУ «Сиб¬управто¬дор» это обеспечение на нормативном уровне транспортно-эксплуата¬цион¬ного состояния дорог, выполнение меро-приятий, направленных на снижение аварийности на сети федеральных автодорог Западной Сибири», — говорит первый за-меститель начальника Федерального управления автодорог «Сибирь» (ФГУ «Сибуправтодор») Сергей Титов

Мировой финансовый кризис не мог не коснуться и России, как и любого другого государства, интегрированного в мировую экономику. Соответственно, правительство страны, ставя приоритетом решение проблем социального сектора, вынуждено сокращать финансирование в других отраслях. И поскольку на все виды выполняемых нами работ средства идут из федерального бюджета, мы были готовы к тому, что это коснется и объемов работ на федеральной автодорожной сети Западно-Сибирского региона.

В 2009 году произошло снижение финансирования работ на подведомственных ФГУ «Сибуправтодор» федеральных дорогах — в целом на 15 процентов. Значительно — на 40 процентов по сравнению с прошлым годом — снизилось финансирование работ по капитальному ремонту автодорог.

Между тем Правительством РФ предпринимаются шаги по минимизации негативных последствий кризиса — в частности, для транспортного комплекса. Сохранена последовательность в реализации ранее выбранных приоритетов. Для дорожной отрасли Сибири это в первую очередь продолжение строительства второго этапа Северного обхода Новосибирска. Этот проект ФГУ «Сибуправтодор» как заказчик реализует в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года».

В соответствии с постановлением Правительства РФ в рамках антикризисной программы создана Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), в которой 100 процентов акций принадлежат государству. Компания закупает современную дорожную и автомобильную технику, производимую на территории России и затем по договору финансовой аренды — лизингу — передает ее дорожно-эксплуатационным организациям.

Я считаю создание ГТЛК очень свое­временным решением: это поможет дорожным организациям оставаться «на плаву». Кстати, недавно в нашем регионе прошло совещание руководителей дорожных предприятий, в котором приняли участие представители ГТЛК и заводов-изготовителей дорожной техники. Сибирские предприятия отрасли, заинтересованные в техническом переоснащении, смогли получить информацию, что называется, из первых рук.

Надо сказать, что в условиях кризиса большим плюсом для наших подрядных предприятий стало заключение государственных контрактов на выполнение дорожных работ уже практически в начале года, в феврале–марте, с авансированием подрядчиков именно в тот период, когда цены на дорожно-строительные материалы и на ГСМ были значительно ниже, чем в строительный сезон. Это позволило предприятиям сэкономить свои средства и впоследствии изыскать возможность снизить цену ранее заключенных госконтрактов без снижения объемов работ. Я считаю, что таким образом руководители предприятий дорожной отрасли проявили свою социальную ответственность.

С 2008 года начат поэтапный переход на нормативы денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог. Однако в условиях кризиса дальнейший переход на нормативное финансирование содержания и ремонта дорог затормозился. В проекте федерального бюджета на 2010 год финансирование дорожной отрасли снижается. В этих условиях имеет смысл заключение долгосрочных контрактов на содержание автодорог, что позволило бы, во-первых, снизить затраты на ежегодную организацию и проведение торгов и, во-вторых, заинтересовать подрядные предприятия в работе на перспективу, на внедрение новых технологий.

Уже разработана проектно-сметная документация на строительство первых двадцати километров восточного обхода Новосибирска — дороги-дублера федеральной автотрассы М-52 «Чуйский тракт». Строительство этой дороги позволит переключить в обход Новосибирска транзитный транспорт, идущий из европейской части и проходящий через города Новосибирск, Бердск, Искитим на юг (по М-52) и на Дальний Восток. Весь участок дороги составит 101 километр, а необходимость его строительства вызвана большой интенсивностью движения по трассе М-52, особенно в часы пик, когда в районе города Бердска интенсивность движения автомобильного транспорта достигает 35–40 тысяч автомобилей в сутки и более.

С вводом восточного обхода в эксплуатацию мы вплотную приблизимся к решению задачи формирования международного транспортного коридора «Запад–Восток».