Все четыре колеса

Матвей Эргардт
8 февраля 2010, 00:00
  Сибирь

Пока российские производители пугают правительство остановкой заводов, иностранцы медленно, но верно отвоевывают у них долю рынка

В прошлом году производители сельхозтехники столкнулись с резким падением спроса на свою продукцию по всей стране, не исключая Сибири. В зависимости от вида техники снижение объемов продаж составило от 20% до 60%, констатируют эксперты. Кризис ощутили все — и зарубежные, и отечественные производители.  Но первые открывают сборочные производства в России, в надежде укрепиться на перспективном российском рынке. А вторые либо ожидают подъема рынка, либо пишут письма в правительство с просьбой вернуть субсидирование покупки сельхозтехники крестьянам, которое не действует с 1 января, обещая падение продаж в разы и остановку заводов.

Для крестьян же основной головной болью остаются продажа урожая и выплата ранее полученных кредитов на покупку техники. Свободные средства на техническое перевооружение сегодня есть далеко не у всех. Самым активным сегментом остается рынок запасных частей, который даже вырос в прошлом году. Но сельхозтоваропроизводители все равно указывают на недостатки сервиса и отечественных, и  импортных комбайнов и тракторов.

Техники все меньше

Количество сельскохозяйственной техники в последние годы снижается как по всей Сибири, так и в отдельных регионах СФО. Например, в «сельскохозяйственном» Алтайском крае количество тракторов с 2004 года снизилось более чем на 10 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов — на 4 тыс. штук. Трагедии, впрочем, из этого никто не  делает. Снижение количества техники — объективный процесс развития технологий. Современный трактор сегодня с успехом заменяет до семи Т-4. Тем не менее нехватка техники ощущается. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, для проведения работ  отрасли недостает порядка 730 тыс. тракторов, 165 тыс. зерноуборочных и 26 тыс. кормоуборочных комбайнов. По другим видам техники наблюдается схожая картина. Износ техники в Сибири достигает 85%, что заставляет крестьян постоянно вкладываться в ее ремонт и мириться с потерями при уборке урожая.

Пиком технического перевооружения в Сибири принято считать 2007–2008 годы, когда хозяйства и фермеры при поддержке администраций активно покупали новые машины. В 2009 году случился провал. «Кризис привел к падению продаж сельхозтехники. Прогнозы падения в 70–80% не оправдались. В 2009 году оно составило 20–60% в зависимости от вида техники. Крестьяне действительно меньше стали инвестировать средств в приобретение новой техники, однако увеличились объемы покупаемых запчастей, потому что техника все равно должна эксплуатироваться. Рост этого показателя составил в 2009 году 12–17 процентов», — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент». На рынке с ним согласны. По данным Российской ассоциации производителей сельхозтехники, среднее падение продаж составило около 40%. Виновным называют кризис. «Это колоссальное падение спроса на продукцию вследствие неплатежеспособности покупателей. Замедление расчетов и лавинообразный рост неплатежей. Скопление готовой продукции на складах в первой половине года. Трудности  получения ресурсов в банках  для обеспечения непрерывности производства  — во второй, а также их значительное удорожание. Эти процессы спровоцировали существенное снижение объемов производства и, в конечном итоге, привели к убыточности многие машиностроительные предприятия», — перечисляет основные прошлогодние беды Андрей Вольф, исполнительный директор «Агромашхолдинга» (Москва).

Все это в полной мере коснулось и импортной сельхозтехники. По словам Дениса Косого, коммерческого директора компании «Агро-Мастер Алтай» (торгует техникой New Holland, Salford, MacDon), прошлогодний провал оказался достаточно серьезным. «Он сохраняется и будет сохраняться в дальнейшем. Банки не кредитовали под залог импортной сельхозтехники, отсутствовала поддержка государством крестьян, покупающих эту технику. При этом на рынок активно шли белорусские комбайны, которые якобы собираются в России», — рассказывает Денис Косой.

Иностранцы в России

Зарубежные производители, тем не менее, активно осваиваются в России. В сентябре прошлого года в Башкортостане заработало совместное производство «НефАЗа» и AGCO Corporation, занимающееся сборкой зерноуборочных комбайнов Challenger-647. СП «Кировец-Ландтехник», учрежденное ОАО «Кировский завод» и немецкой фирмой «Doppstadt GmbH», производящее самоходные кормоуборочные комбайны Е-281 «Марал-125», по расчетам ID-Мarketing, занимает сегодня  10,7% рынка. Весной должно заработать совместное предприятие Case New Holland и КамАЗа. В Подмосковье планируется начать сборку техники John Deer. Иностранцы надеются на резкое увеличение продаж своей техники в России. Доля импортной сельхозтехники составляет в настоящее время порядка 10–15% на нашем рынке, и она увеличивается уже на протяжении нескольких лет, отмечает Дмитрий Баранов. Тем не менее разница в ценах в кризис сыграла существенную роль, и этот рост замедлился. Российские производители уже изготавливают технику, которая по ряду показателей может соперничать с иностранными образцами. В большей степени это касается зерноуборочных комбайнов. В меньшей — тракторов и основных видов навесного оборудования. «Большую часть продающейся импортной техники составляют тракторы», — признает Денис Косой.

Важно и то, что покупатели импортной техники — как правило, не рядовые сельхозорганизации, а компании с доходами выше среднего. Небольшие крестьянские хозяйства также, бывает, покупают дорогостоящую импортную технику. Но это зачастую дань моде или желание покрасоваться. Потом кредиты на ее покупку становятся для таких фермеров тяжким грузом при невозможности эффективного использования приобретенного оборудования. «Обычный ответ таких покупателей на вопрос, зачем приобретать дорогостоящую высокоэффективную технику на небольшие объемы обрабатываемых земель, один: я хочу», — говорит Денис Косой. Чаще всего, отмечает он, покупка импортной техники в силу фактора цены — гораздо более обдуманный шаг, чем покупка отечественной. Крестьяне более тщательно изучают технические характеристики оборудования и просчитывают эффективность его использования.

Несмотря на ползучую экспансию иностранцев, многие российские производители пока настроены оптимистично. «Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России сегодня недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск машин, а поступающая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон», — считает Андрей Вольф. По его словам, оживление на рынке в 2010 году вселяет надежду на существенное  увеличение спроса на продукцию компании. «По нашим оценкам, восстановление платежеспособности фермеров должно срезонировать с образовавшимся дефицитом техники. Именно это заставило нас существенно увеличить производственные планы в этом году, даже в сравнении с докризисными периодами.  Мы рассчитываем этот дефицит удовлетворить. Могу сказать, что на 2010 год мы уже получили довольно крупные заказы красноярского завода на наши комбайны. Годом ранее о таких заказах мечтать не приходилось. Проще говоря, спада мы уже не ощущаем», — говорит Андрей Вольф.

Прекрасное далеко

Такой оптимизм свойственен не всем отечественным производителям. В начале февраля производители сельскохозяйственных машин обратились с коллективным письмом в правительство. Им не нравится решение прекратить выплату аграриям субсидий на приобретаемую сельхозтехнику за счет федерального бюджета с 1 января 2010 года. «Из-за отмены субсидированных кредитов, низкой платежеспособности, высоких ставок на коммерческие кредиты и отсутствия оборотных средств предприятия агропромышленного комплекса будут вынуждены свернуть свои инвестиционные программы технологического обновления», — считают в Российской ассоциации производителей сельхозтехники.

По мнению производителей, отмена субсидирования приведет к катастрофическим последствиям в сельхозмашиностроении. Предприятия будут вынуждены значительно урезать свои производственные планы, что негативно скажется на их финансовом состоянии. По оценке Российской ассоциации производителей сельхозтехники, выпуск сельхозтехники в 2010 году в связи с этим сократится в разы, а техническая обеспеченность отечественного сельскохозяйственного производства так и останется крайне низкой, уступая экономически развитым странам в 2–3 раза. «В 2010 году будет полностью остановлено производство сельхозтехники более чем на 100 заводах отрасли. Без работы останутся от 50 до 100 тыс. граждан России, будут заморожены миллиардные вложения российских и иностранных инвесторов, резко обострится существующий дефицит техники на селе, что в целом негативно отразится на продовольственной безопасности страны», — эмоционально заявляют общественники.

Импортная техника, к слову, уже сегодня работает без каких-либо государственных субсидий (в большинстве регионов СФО они составляли 30% от стоимости  покупаемой техники, плюс предприятиям позволяли компенсировать из бюджетов 2/3 банковской процентной ставки). Поэтому в этом сегменте рынка ждут открытия местных сборочных производств и некоторого снижения цен на продукцию, что пока является главным сдерживающим фактором покупки тракторов и комбайнов импортного производства.

И все же большого роста рынка сельхозтехники в Сибири в этом году ожидать не стоит. Пресловутый кризис перепроизводства вряд ли позволит крестьянам и дальше заниматься техперевооружением. Многими не отданы ранее взятые кредиты на покупку сельхозтехники. Продажи могут увеличиться за счет мер поддержки государством лизинга сельхозтехники, удешевления кредитных ресурсов, большей доступности для крестьян иностранной техники, потому что часть ее уже собирается в нашей стране. Возможен и рост цен. Он объясняется объективными причинами — ростом тарифов и стоимости материалов и комплектующих. Тем не менее он вряд ли превысит в 2010 году планку в 10%, как из-за низкого спроса на технику, так и из-за большего роста цен в предыдущие годы.