Рекогносцировка

Кризис изрядно потрепал участников рынка лизинга. Об этом «Эксперт-Сибирь» писал в последнем номере прошлого года. Итоговых цифр еще нет, доступны лишь данные за 9 и, частично, 10 месяцев 2009 года. Но даже они наглядно демонстрируют основную тенденцию момента: региональные рынки стали ареной битвы крупнейших банковских и кэптивных компаний

Фото: picvario.com/Russian Look

В открытом доступе наиболее полную информацию о состоянии дел на лизинговом рынке можно получить из материалов Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг). Участие в ее обзорах для компаний — заявительное, и некоторые, в том числе достаточно крупные лизинговые компании (ЛК), не всегда подают о себе информацию. В частности, в последнем обзоре Рослизинга не участвовали такие сильные игроки сибирского рынка, как «Уралсиб», «КМБ-Лизинг», «Авангард-Лизинг», Сибирская Лизинговая Компания. Впрочем, это относится и к общероссийскому рынку в целом. Тем не менее общие тенденции рынка по материалам Рослизинга прослеживаются четко.

В целом, судя по данным Рослизинга, сибирский рынок лизинга пострадал во время кризиса не слишком сильно: за 9 месяцев 2009 года объем нового бизнеса здесь сократился всего на 42,28% — до 9 816,82 млн рублей, в то время как в некоторых округах падение составило более 80%, а в целом в России совокупный объем новых сделок сократился на 67,39%. Эксперты Рослизинга объясняют это тем, что в регионах европейской части России традиционно работало много небольших лизинговых компаний, которые сильнее всего пострадали от кризиса, а большинству из них пришлось закрыться. В СФО и на Дальнем Востоке главным образом работают крупные игроки, на которых кризис отразился слабее, чем на мелких.

Итоговая таблица (2) наглядно демонстрирует другую характерную черту сегодняшнего регионального рынка — кардинальную перестановку сил. Во-первых, внимание тех, кто регулярно следит за нашими обзорами, обращает на себя относительно небольшое количество компаний — 27 против 46-ти, участвовавших в обзоре по итогам 9 месяцев 2008 года. Даже с учетом неполноты картины контраст разительный — в обзоре за 2008 год тоже не все участвовали. Сокращение произошло как за счет небольших региональных компаний, вытесненных более сильными игроками (будем надеяться, не навсегда), так и за счет филиалов — «варягов», которые выбрали неудачное время для выхода на сибирский рынок. Такие заметные игроки общероссийского масштаба, как «Брансвик Рейл Лизинг», «Ярфининвест», «Уралпромлизинг» и некоторые другие, заключили в 2008 году в СФО всего по одной сделке. В 2009 году их на местном рынке не было ни слышно, ни видно.

Зато появились в ренкинге по СФО и «новички». ЗАО «Промышленная лизинговая компания», ГК «Абсолют-лизинг» и ООО «Арвал» в 2008 году хоть и участвовали в обзорах Рослизинга, нового бизнеса на территории округа не имели. Первая из них взяла с места в карьер, ворвавшись в тройку лидеров по объему новых сделок.

Во-вторых, обратите внимание на графу «Примечания». Из 27 компаний, участвовавших в обзоре по итогам 9 месяцев 2009 года, только пять независимые (см. таблицу 2). Остальные — либо кэптивные компании крупных производственных холдингов, либо банковские компании, имеющие относительно свободный доступ к кредитным ресурсам («Росагролизинг» — вообще особый случай, вряд ли стоит рассматривать ее как рыночную компанию). Даже крупные столичные фирмы в течение 2009 года жаловались на, мягко говоря, настороженное отношение к ним банков и труднодоступность ресурсов. Что уж говорить о небольших региональных игро-ках — им практически перекрыли кислород. Для тех, кто до 2008 года опирался преимущественно на более дешевые, но «короткие» деньги, прекращение финансирования стало смертельным приговором.

Можно возразить, что лизингополучателям в принципе все равно, у кого получить лизинг. Крупные банковские компании в нынешней ситуации, вероятно, и условия могут предложить более привлекательные. Но нужно учитывать, что крупные игроки, как правило, неохотно занимаются мелкими сделками, которые востребованы в основном малым и средним региональным бизнесом. За последние три года доля малого и среднего бизнеса в совокупном объеме лизинговых сделок сократилась с 51% до неполных 30%. К сожалению, это обусловлено не только более низкой стоимостью средней сделки в этом сегменте. Малые предприятия обычно гораздо менее рентабельны, чем средний и крупный бизнес, и им сложнее обслуживать подорожавшие кредиты.

Еще одна характерная черта последнего обзора Рослизинга — сильная ротация компаний внутри ренкинга. Даже относительно крупные компании не всегда занимают в нем верхние строчки. Вероятно, это издержки выбранного принципа ранжирования — по объему нового бизнеса. Этот подход, неплохо работавший в годы подъема, в кризис не вполне адекватно отражает положение компаний. Многие из них, даже довольно крупные, заморозили новые сделки, сосредоточившись на реструктуризации действующих договоров. Зато их менее крупные коллеги могли «взлететь» за счет одной-двух удачных сделок, подготовленных еще до кризиса. Поэтому мы дополнили таблицу показателями объема портфеля за 10 месяцев 2009 года (источник — all-leasing.ru). Этот показатель демонстрирует наличие у компании актива, генерирующего денежный поток, а также базы потенциальных лизингополучателей, которые позволят ей увеличить объемы новых сделок в будущем. Так, Евгений Сулима, гендиректор ГУ «АльянсРегионЛизинг», рассказал в одном из интервью, что его компания в 2009 году собрала втрое больше лизинговых платежей, чем годом ранее, хотя, по его словам, «были и потери, и дефолты».

Большинство участников лизингового рынка ожидают планомерного подъема в 2010 году. В отраслевом разрезе основные надежды связаны с сегментами пищевого и торгового оборудования, сельхозтехники, грузового автотранспорта. Кроме того, ожидается активизация сотрудничества с малым бизнесом, не в последнюю очередь — благодаря программе Российского банка развития, предоставляющего лизинговым компаниям относительно «длинные» и дешевые целевые ресурсы в рамках госпрограммы поддержки предпринимательства. Общий объем программы — 4 млрд рублей, на 1 февраля 2010 года ее участниками стали 29 лизинговых компаний.

Конкретизировать прогнозы в цифрах никто не берется. Дело здесь не только в труднодоступности «длинных» ресурсов. В течение всего года будет оставаться актуальной проблема «плохих» долгов и риска дефолтов клиентов, которые не прибавляют лизингодателям привлекательности в глазах банкиров. Восстановление спроса, тем более платежеспособного, тоже не будет быстрым. Большинство потенциальных клиентов еще испытывают финансовые трудности, а ведь лизинговые компании в целях минимизации рисков были вынуждены увеличить первый платеж, сократить сроки финансирования, ужесточать требования к заемщикам.

Кризис, проверяя на прочность всех игроков рынка, безусловно, изменит как количество работающих компаний, так и их стратегии. Кому-то придется совсем уйти с рынка, кого-то «проглотят» более мощные и удачливые соперники. Остальным придется наращивать свой потенциал в условиях жесточайшей конкуренции, разрабатывая нишевые продукты, борясь за каждого клиента.