Настрой на позитив

Рынок аудита надеется на стабильность, нарушить которую может инициатива изменения порога показателей предприятий для проведения обязательного аудита. Если предложенные нововведения будут одобрены, рынок ждет существенное сжатие

Цифры говорят, что «первый кризисный» год для рынка аудиторско-консалтин-говых услуг не стал трагическим. Падение, по данным аналитического центра (АЦ) «Эксперт-Регион», составило 1%, цены на услуги компаний стали ниже, требования клиентов возросли. В оценках тенденций при этом участники рынка весьма противоречивы: одновременно говорят и о стагнации, и о востребованности аудиторско-консалтинговых услуг. Столь же неоднозначны их прогнозы и на 2010 год.

Ощущения года

В прошлом году, согласно данным АЦ «Эксперт-Регион», на рынке изменилась структура спроса. В совокупной выручке аудиторско-консалтинговых компаний Сибирского региона, принявших участие в ренкинге, доля аудита возросла на 8,5% к уровню 2008 года и составила 524 млн рублей. Объемы же консалтинга снизились на 13,7%, до 309 млн рублей. Это подтверждает Леонид Слепченко, руководитель рекламно-договорной службы аудиторской фирмы «Финансы-Н» (Новосибирск): «Год показал, что, несмотря на сложности, рынок аудита развивается. Оценивая сегодня итоги 2009 года, отмечу восстановление спроса на аудит в четвертом квартале». Татьяна Куприянова, генеральный директор компании «Аудит-Оптим-К» (Кемерово) считает, что аудиторские услуги остаются востребованными и актуальными при налоговых и хозяйственных спорах, выявлении финансовых рычагов оптимизации структуры себестоимости, снижения затрат предприятий. При этом мнения экспертов относительно стабильности года в целом значительно разнятся. Аркадий Колпащиков, руководитель консалтинговой группы «Де-Конс» (Барнаул), считает, что 2009-й был стабильным, без особых взлетов и падений, а Александр Лукин, генеральный директор  компании «Траст-аудит» (Красноярск) называет второе полугодие традиционно более продуктивным. Его поддерживает Сергей Киселев, генеральный директор аудиторской компании «Финансовый советник» (Омск): «Во втором полугодии 2009 года по сравнению с первой половиной года увеличилась выручка в сфере налогового и юридического консалтинга. Это связано с ростом числа судебных споров. В условиях дефицита финансов налогоплательщики стали активнее отстаивать свои интересы в отношениях с налоговыми и другими контролирующими органами, уделять больше внимания юридической защите бизнеса и, соответственно, привлекать для этого сторонних юристов и консультантов».

В условиях нестабильности и изменений клиенты хотят получать качественные услуги. Причем требуется именно комплексный подход — когда в одном месте можно решить юридический вопрос, получить консультацию специалиста по налогам или совет аудитора

На фоне кризиса относительно спокойно рынком было воспринято вступление в силу ФЗ-307, упорядочившего правила проведения конкурсов по выбору аудиторов. Переход к саморегулированию, на первый взгляд, был не столь болезненным, как представлялось ранее. Хотя аудиторы говорят, что последствия создания СРО еще предстоит оценить. В том числе и в 2010 году.

Другие цены — другая жизнь

Гораздо более актуальными для рынка оказались другие тенденции — снижение цен на услуги (по мнению Станислава Токарева, генерального директора Новосибирского аудиторского товарищества, падение составило 10–15%) и ужесточение требований клиентов, следствием которых стала консолидация компаний и «очищение» рынка. «Количество малых фирм, предлагающих ограниченное количество юридических услуг, снизилось, и это естественно — сейчас клиенты тщательнее подходят к выбору обслуживающей компании, и процесс принятия решения изменился. Большое значение теперь имеют репутация компании, рекомендации, а также опыт практикующих специалистов. В условиях нестабильности и изменений клиенты хотят получать качественные услуги. Причем требуется именно комплексный подход — когда в одном месте можно решить юридический вопрос, получить консультацию специалиста по налогам или совет аудитора. Поэтому небольшие юридические компании, не имеющие достаточного опыта, просто не выдерживают конкуренции и уходят с рынка», — отмечает Аркадий Колпащиков.

Сергей Киселев, поддерживая коллегу, говорит о важности диверсификации бизнеса — выживет тот, кто будет оказывать клиенту большее количество услуг. При этом участники рынка четко обозначили для себя перспективные в 2010-м направления работы. Прежде всего это те услуги, без которых предприятия не смогут обойтись, — налоговый аудит и консалтинг, экспресс-аудит (оценка общего состояния предприятия и выявление проблемных зон), финансовый и IT-консалтинг. Наиболее перспективные клиенты, по мнению Татьяны Топольской, директора аудиторской группы «Байкалинвестаудит» (Иркутск), — из сферы торговли и бытовых услуг. Наименее — из строительного сектора, серьезно пострадавшего во время кризиса.

Специалисты аудита и консалтинга не ждут никаких прорывов в текущем году. Они рассчитывают на стабильность, но прогнозы их серьезно разнятся: от падения рынка на 10–15% (Станислав Токарев) до роста, на те же 10–15% (Леонид Слепченко). Эксперты сходятся в прогнозах нескольких трендов: работать придется в условиях упавшего, по сравнению с докризисными годами, спроса и сниженных цен. И с опаской ждут законодательных нововведений: увеличение порога выручки с 50 млн до 400 млн рублей компаний, которым в обязательном порядке требуется аудиторское заключение о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности. «Существует большая вероятность, что законодательные инициативы депутатов Госдумы РФ окончательно «добьют» российский аудит, особенно региональные компании», — говорит Сергей Киселев.

И добавляет, что государство для себя должно определить, необходим обязательный аудит или нет. Если необходим, то устанавливать новые требования нужно не только для  аудиторов. Также необходимо определить адекватную ответственность  за невыполнение требования закона о проведении обязательного аудита клиентами. А общий настрой на 2010 год короткой фразой выразила Татьяна Топольская: «Продолжать работать, несмотря ни на что».

Методика расчета показателей

Ренкинг подготовлен аналитическим центром «Эксперт-Регион» с использованием методов рейтингового агентства «Эксперт РА». Исследование основывается исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данных. Корректность информации гарантируется подписью первого лица и печатью, а также финансовой отчетностью организации. Компании других регионов из-за различных форм образования филиалов не всегда могут подтвердить информацию финансовыми документами, поэтому их данные заверены подписью первого лица и печатью.

Основным критерием ранжирования участников является показатель совокупной выручки компаний от оказания аудиторско-консалтинговых услуг за 2009 год. Организации, чей головной офис зарегистрирован на территории Сибирского региона, предоставляли данные по всей фирме. Если головная компания зарегистрирована за пределами региона, то учитывались данные по филиалам и представительствам на его территории. Брались в расчет и услуги, оказанные специалистами головной организации на территории региона.

Международные аудиторско-консалтинговые компании, работающие на территории региона (KPMG и Ernst & Young), данные для ренкинга не предоставляют.