С опорой на все

Столпы экономического развития Новосибирской области останутся неизменными. Промышленность обеспечит спрос на продукцию инновационного сектора, который, в свою очередь, обеспечит эффективное развитие промышленности

Сегодня в Новосибирской области, главным образом, развиваются уже существующие производства. Кроме того, в середине июня станут известны подробности еще пяти проектов, которые получат свое развитие на территории промышленно-логистического парка «Толмачево». Они будут связаны как с оказанием услуг логистики, так и с производством.

Регион заинтересован также в привлечении крупных производственных компаний. Их присутствие на территории области позволит развивать как традиционные направления региональной экономики — рынок услуг, финансовый сектор, промышленное производство, так и зарождающийся сектор инновационных предприятий. По мнению Василия Юрченко, первого заместителя губернатора Новосибирской области, которое он высказал на встрече с редакцией журнала «Эксперт-Сибирь», изменение системы управления регионом (а сейчас в Новосибирской области завершается формирование правительства) позволит еще более эффективно выстраивать работу по привлечению крупных инвесторов.

— Сложилось так, что в последние несколько лет федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства и Президента РФ было определено, что многие полномочия и функции на местах должен исполнять высший коллегиальный орган исполнительной власти субъектов Федерации.

Раньше у нас эту функцию выполнял президиум администрации. Этот орган больше отвечал общественно-коллегиальному критерию: он не мог издавать соответствующих документов, обязательных к исполнению. Затем — совет администрации, в который входило более 20 человек — работников администрации области, СО РАН, а также представителей общественных организаций и некоторых экспертов. И вот на протяжении последних нескольких лет в субъектах РФ стали появляться правительства, и этот высший коллегиальной орган исполнительной власти уже обладает статусом юридического лица, имея соответствующие, четко регламентированные областным законодательством полномочия.

В конце 2008 года и в прошлом году, проанализировав законодательную базу, губернатор принял решение создать такой орган — правительство, которое бы имело соответствующую структуру, с разделением по министерствам.

Правительство уполномочено и должно принимать самые стратегические, серьезные решения, затрагивающие социальную сферу, все категории граждан. Очевидно, что работа правительства подразумевает более серьезную ответственность министров, руководителей органа власти, да и всего коллегиального органа в целом. Еще одно важное следствие создания правительства — наличие нового эффекта: на стыке разных отраслей появляются свежие идеи, тем самым растет эффективность управления. Эту задачу я бы назвал основной в создании областного коллегиального органа власти.

Жесткой рекомендации федерального центра всем субъектам создавать региональные правительства нет. Тем не менее, по состоянию на начало этого года, 57 субъектов из 83 уже имели собственные правительства.

— Новосибирская область, судя по стратегическому пятилетнему плану развития, собирается в ближайшие годы обогнать в экономическом развитии среднероссийские показатели и перейти на бездотационный бюджет. Откуда у правительства области уверенность в таких темпах развития и достаточности собственных доходов?

— Я разделю вопрос на две части. В части более высоких темпов социально-экономического развития области амбиции вещь хорошая, но они у нас подкреплены делом. Посмотрите анализ предыдущих лет: в последние годы у нас по основным показателям — промышленному росту, объему ВРП, темпам инвестиционного развития и объемам вложений в экономику — динамика роста была выше среднероссийской. При этом показатели безработицы в регионе ниже среднероссийских.

Но по ряду показателей мы еще не имеем абсолютной величины, равной средним показателям по РФ. Хорош или не хорош большой объем ВРП на жителя области и как это характеризует экономику, например? Проанализировав все данные, мы поставили себе задачу по одним цифрам сохранить лидерство, по другим — догнать среднероссийские показатели, а по остальным — увеличить темпы и сократить разрыв. Из числа средних регионов перейти в десятку первых. Почему у нас такие амбиции? Просто-напросто мы должны использовать все преимущества, которые есть сегодня. Наши плюсы известны. Это и географическое положение, и концентрация научно-образовательного потенциала, и инфраструктурная составляющая, которая есть и должна дать эффект.

Наконец, третье — не хотелось бы быть по каким-то показателям внизу рейтинга. Например, доля малообеспеченного населения у нас составляет 17 процентов, хотелось бы сократить ее до 13 процентов.

Мы долгое время не говорили, что нам нужно привлекать мощные производства на территорию. Тем не менее и образовательный потенциал, и научные разработки заставляют инвесторов идти сюда, и это неплохо. Это также позволит улучшить экономические показатели.

В части же того, зачем региону нужен бездефицитный бюджет — по большому счету, сегодня есть три уровня межбюджетных отношений. Первые — это субвенции, когда вышестоящие власти передают свои полномочия на более низкий уровень с полным финансовым их обеспечением. Например, область передает муниципалитетам в качестве субвенций свои полномочия, с обеспечением их финансирования, на содержание образовательных учреждений (для Новосибирской области это около 11 миллиардов рублей в год). Вторые — субсидии, когда идет софинансирование каких-то программ в разной пропорции. Так вот субсидии и субвенции получают все без исключения бюджеты — и Москва, и Санкт-Петербург, и другие регионы.

Наконец, есть дотации. Они выделяются из федерального бюджета для сбалансированности расходов и доходов. В РФ в 2009 году осталось всего шесть или пять регионов, которые не получают дотаций.

Если принять все налоги, которые мы собираем на территории области, за 100 процентов, то 56 процентов из них уходит на федеральный уровень, а 44 процента остается на территории. При объеме областного бюджета в 66 миллиардов рублей в год дотации составляют 3,8 миллиарда рублей, то есть около 4 процентов. Если бы налоги распределялись поровну, мы могли бы обойтись без дотаций.

Но дело в том, что дотационные регионы ограничены в своих действиях. В частности, они не могут свободно распоряжаться временно свободными средствами. Разумный экономист разместил бы эти деньги на депозитах — хоть на неделю, на месяц, чтобы получить дополнительный доход. Дотационный регион этого делать не может.

В 2008 году у нас ежедневные остатки порой доходили до 6–7 миллиардов рублей. Даже на 1 января 2009 года наш переходящий остаток составлял 4,7 миллиарда рублей. Но эти деньги лежали в казначействе и не работали. Там еще много других нюансов, но в принципе, как и человеку, любому органу власти не хочется быть ограниченным в каких-то правах. Конечно, если бы у нас дотаций было больше половины бюджета, как в Алтайском крае, — о чем говорить. А тут получается, что дотационных денег немного, а ограничений… А это немножко обидно.

— Одним из важнейших условий успешного развития инноваций является обеспечение внутреннего спроса на инновационную продукцию. Существуют ли на территории региона компании, которые могут финансово поддержать инновационные предприятия?

— Компании такие есть. Безусловно, в рыночной экономике все определяется спросом, как на инновационную, так и на повседневную продукцию. Главное, что конкретно определяет инновационный продукт. Одни говорят, что инновационным является тот товар, которого никогда не было на рынке, не существовало его аналогов. Но я приверженец точки зрения, что инновационной следует считать ту продукцию, которая на порядок улучшает потребительские свойства того или иного изделия, которое уже есть на рынке. Совсем не обязательно она должна впервые появиться на рынке, но она должна отличаться от обычной своим экономическим эффектом, именно в этом случае она становится интересна компаниям.

Если найдется компания, которая увидит конкретный эффект, она профинансирует разработку продукта. Сложность заключается как раз в том, что идеи у нас есть, а конечного продукта, к сожалению, нет.

К счастью, есть исключения. Например, в Новосибирске создана корпорация «Сибирская керамика», в основе деятельности которой лежат разработки ОАО «НЭВЗ-Союз». Это керамика для электрических аппаратов, медицинских имплантатов, для изготовления запорно-регулирующей аппаратуры и прочего. Они сегодня уже сами финансируют разработки, причем не только свои, но и других ученых, которые занимаются данной темой — в Томском университете, в СО РАН.

Одно дело придумать что-то, другое — довести идею до опытного образца, с абсолютно понятным конкурентным преимуществом. Это не очень просто, поскольку на этой стадии можно вложить средства, но не получить нужного эффекта. Промышленники с инноваторами работают, но ведь у них с учеными разные критерии оценки. Если для ученого отрицательный итог является результатом, то для промышленника это плохой результат. Он вложил деньги и ничего не получил. Значит — плохой менеджер, не разобрался, во что нужно вкладывать средства.

Поэтому задача сегодня состоит в том, чтобы создавать те институты, которые на первоначальном этапе доводили бы разработки до такого состояния, когда уже всем становится понятно, что продукт этот — инновационный, дающий максимальный экономический эффект. И тогда промышленники встанут за ним в очередь. По большому счету, этим могут заниматься либо очень большие, с серьезными финансовыми ресурсами, компании, либо фонды. Допустим, Фонд венчурного финансирования, который создала областная администрация совместно с федеральным бюджетом. Его объем — 400 миллионов рублей (100 миллионов — средства областного бюджета, 100 миллионов — федерального и 200 миллионов — средства частных инвесторов). Пока этим фондом не профинансировано ни одного проекта, но уже отобрано 45 из них, и сегодня международные и российские эксперты оценивают перспективность каждого, чтобы снизить риски.

— Интересны задачи создания агломерации на основе Новосибирска и близлежащих населенных пунктов. Что такое агломерация по-новосибирски? Каковы перспективы развития такой территории?

— Когда я изучал существующий опыт, мне показалось, что нам больше всего подходит агломерация на основах договорного взаимодействия, как это существует в Монреале. Такая агломерация, безусловно, даст толчок экономическому развитию региона, но создавать ее нужно в рамках действующих муниципальных образований. В этом году мы хотели бы разработать не просто концепцию, идею агломерации, но и утвердить документ, который был бы обязателен для тех, кто войдет в эту агломерацию. Пока состав территорий, которые в нее войдут, до конца не ясен.

Когда будет сформирована и разработана концепция и состоится ее обсуждение как в органах власти, муниципальных и государственных органах, так и в обществе, нужно будет создавать другие документы. Это правила землепользования, застройки, создания инфраструктуры, развития кадровых ресурсов. Направлений много.

То, что агломерация даст экономический эффект, — несомненно. Не нужно, чтобы отдельные территории конкурировали между собой за размещение производительных сил, инфраструктуру, людские или финансовые ресурсы. Нужно прописать правила взаимодействия территорий и получить синергетический эффект.