Сибири нужны легенды

4 октября 2010, 00:00
  Сибирь

Несмотря на целый ряд проектов в туристической отрасли, Сибирь по-прежнему остается невостребованной территорией для путешественников. Жители Центральной России и иностранные туристы пока не очень жалуют своим присутствием регионы Сибири. Виной тому и дорогие авиабилеты на региональные перевозки, и отсутствие четкой политики продвижения бренда «Сибирь» в мировом пространстве туристической индустрии. Так считает исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристических организаций Галина Машухова

— Галина Анатольевна, сегодня уже можно подводить предварительные итоги туристического сезона 2010 года. С какими результатами сработала этот сезон туристическая отрасль сибирских регионов?

— В этом году отрасль туризма в целом показала достаточно неплохие результаты роста в России и во всем мире. По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), рост количества путешествий в среднем по миру составил 7 процентов, а по России — и все 40. Если брать эту цифру за показатель роста отрасли в целом, то можно сказать, что туризм — единственная отрасль экономики, которая показала в 2010 году такой рост.

Если же говорить о регионах Сибири, то люди отсюда больше уезжают, чем сюда приезжают. Например, недавно аэропорт Толмачево опубликовал данные о международных вылетах за прошедшие месяцы 2010 года. Оказалось, что их количество увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим годом. Говорить о таком потоке в Сибирь пока не приходится.

С другой стороны, это вполне ожидаемая тенденция. Ведь иностранцы знают в России только Москву, Петербург, «Золотое кольцо», максимум — Байкал. Бренд «Алтай» знают только в России, остальные места отдыха известны вовсе только в отдельных регионах самой Сибири. Ведь чтобы об этих местах знали за рубежом, на федеральном уровне нужно вкладывать большие средства в развитие бренда, в его представление на специальных международных выставках. Олимпиада в Сочи даст эффект для развития туризма на Кавказе, для туристической отрасли Сибири это пройдет незаметно. Для сравнения, бюджет в Мексике на представление страны в международных туристических проектах в десятки раз больше, чем в России.

— Если говорить о тех проблемах, которые можно решить не на федеральном уровне, а здесь, непосредственно в регионах, что бы вы могли отметить?

— В первую очередь дороговизну всех услуг начиная с транспорта и заканчивая проживанием. Многие предложения наших курортов в Сибири уже не выдерживают конкуренции даже с международными путевками. Например, недавно мы продавали путевку на три дня в Турцию. Вместе с перелетом она обошлась в 139 долларов. На Алтай из Новосибирска сегодня «тур выходного дня» обойдется существенно дороже. Или возьмем, к примеру, Белокуриху, где активно развивается курортный туризм. Там сталкиваются с проблемой налогообложения. Например, ставки налога на землю очень высоки, и все эти затраты, конечно, включаются в стоимость путевки, которая становится неконкурентоспособной.

Отдельная проблема — стоимость авиаперелетов. Самолет, по сути, единственный вид транспорта, адекватный сибирским расстояниям. И когда иностранец видит, что стоимость перелета из Москвы в Сибирь находится на уровне тысячи долларов, у него, естественно, пропадает всякое желание посещать наши регионы. Для туристов всего мира это заоблачные цены.

В Сибири нет очень важной составляющей любого туристического продукта — мотивации, например, каких-то исторических событий или легенд. Каждый, кто был за границей, знает, что в любой стране вам расскажут десятки легенд и историй о культовых местах. В наших регионах такие экскурсии пока не разработаны или, лучше сказать, недостаточно разрекламированы. Нет раскрученных культовых мест наподобие Колизея в Италии или Эйфелевой башни в Париже. Наконец, главное — менталитет граждан России пока не готов к работе в туристической сфере. Нет вековой культуры нормального обслуживания клиента. Это сфера услуг, которая в нашей стране только начинает зарождаться. Кстати, только в Новосибирске специалистов в области туризма готовят восемь вузов! Правда, результаты  этого нам пока не очевидны.

— Как, по вашим наблюдениям, выглядит собирательный портрет человека, который, несмотря на все обозначенные проблемы, все же решился поехать в Сибирь?

— Несомненно, это любитель активного экстремального отдыха. Это тот, кто любит лазить по горам, кто приезжает сюда на охоту. То есть это не массовый среднестатистический турист любого курорта, это, скорее, штучный экземпляр. Есть и другая категория — бизнес-туристы, которые приезжают в Сибирь по делам и параллельно совершают небольшие путешествия. Отдельный класс приезжающих в Сибирь — это пенсионеры из Европы. Есть такой туристический продукт — «Транссибирский экспресс»: люди на специальных поездах едут по Транссибу с 3–6-часовыми остановками в крупнейших городах. Но это не туристы, а экскурсанты.

— Возвращаясь к проблеме отсутствия культуры туризма в нашей стране, хочется спросить про масштабные проекты, которые как раз-таки призваны вывести туризм в Сибири на достойный уровень. Я имею в виду четыре особых экономических зоны на Алтае и Байкале. Как вы думаете, решат эти зоны хотя бы проблему качества туристических услуг?

— Одной инфраструктуры мало. Нужен грамотный менеджмент, правильное позиционирование. Нужна стабильная экономическая ситуация, инвестор не должен бояться вкладывать в туризм. Ведь инвестиции в эту отрасль — это «длинные» деньги: скажем, строительство гостиницы окупится только через 10 лет. В противном случае, без такого системного подхода инвестиции и туристы будут все больше отправляться за рубеж.